Posted 17 декабря 2010,, 06:21

Published 17 декабря 2010,, 06:21

Modified 20 августа 2022,, 20:26

Updated 20 августа 2022,, 20:26

Нефтепровод Самсун-Джейхан может стать альтернативой Бургас-Алекандруполис, полагают эксперты

17 декабря 2010, 06:21
Нефтепровод "Самсун-Джейхан" может стать альтернативой "Бургас-Алекандруполис", от строительства которого отказывается Болгария, полагают эксперты. Нефтепровод пройдет по территории Турции и должен связать со странами Средиземноморья систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которой нефть с месторождения Тенгиз в Казахстане и РФ будет поставляться в Новороссийск.

Нефтепровод "Самсун-Джейхан" может стать альтернативой "Бургас-Алекандруполис", от строительства которого отказывается Болгария, полагают эксперты.

Нефтепровод пройдет по территории Турции и должен связать со странами Средиземноморья систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которой нефть с месторождения Тенгиз в Казахстане и РФ будет поставляться в Новороссийск. До сих пор нефть из Новороссийска в южную Европу поставлялась через турецкие проливы. Однако в настоящее время они существенно перегружены и за пользование данным маршрутом действуют высокие цены. По мнению аналитика "Банка Москвы" Сергея Вахрамеева, строительство нефтепровода "Самсун-Джейхан" разгрузит Босфор и Дарденеллы, что особенно актуально в свете проекта расширения КТК с 28 млн т до 67 млн т. Кроме того, это обезопасит российский экспорт в случае закрытия проливов по непредвиденным обстоятельствам, например, катастрофам, ведь альтернативы им пока нет, считает аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин.

Ранее планировалось, что нефть из КТК будет поставляться потребителям по нефтепроводу "Бургас-Александруполис", которых должен был пройти по территории Болгарии. Однако трансбалканская страна отказалась от его строительства по экологическим соображениям. В результате это значительно повысило шансы на реализацию "Самсун-Джейхана", полагает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Накануне стало известно, что акционеры "Бургас-Александруполис" - НК "Роснефть" и АК "Транснефть" теперь могут стать участниками проекта "Самсун-Джейхан" с долями до 25%. Решение об участии компаний в проекте было принято на уровне премьер-министров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, пояснял журналистам вице-премьер РФ Игорь Сечин. По его данным, Москва и Анкара надеются до середины марта 2011 г. согласовать параметры "Самсун-Джейхана". До сих пор в нем участвовала только турецкая компания - Calik Holding и итальянская Eni.

По предварительным оценкам, стоимость строительства 550-километрового нефтепровода составит $4 млрд. Он длинней и дороже нефтепровода "Бургас-Александруполис", длина которого 282 км, а ориентировочная стоимость $1,5 млрд. Турецкий нефтепровод должен пройти по местности с трудным ландшафтом, говорит А.Кокин.

В.Нестеров уверен, что "Самсун-Джейхан" выгоден в первую очередь турецкой стороне. "Он решает проблему перенасыщенности транспортом турецких проливов, повышает надежность нефтеснабжения средиземноморских стран, но при этом усиливает функцию Турцию как международного перекрестка стратегически важных энергопотоков - в частности, нефти и газа", говорит эксперт. По мнению С.Вахрамеева, в случае участия РФ в строительстве Турция может оказать поддержку Газпрому в рамках проекта "Южный поток". С экспертом согласен В.Нестеров, который считает участие РФ в проекте ответным добрым жестом в связи с допуском к строительству газопровода "Южный поток" через турецкую территорию. При этом эксперт сомневается, что у России будет достаточно нефти для заполнения "Самсун-Джейхан". Наращивания поставок в основном будет идти в направлении Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, полагает аналитик. При этом С.Вахрамеев считает, что если нефть из нефтепровода КТК пойдет по нефтепроводу, а не через турецкие проливы, это позволит российским нефтяным компаниям экономить средства на сокращении времени простоя судов. Об этом сообщает РБК.

"