Первый и последний

29 июня 2010, 12:04
Михаил Гуцериев вновь стал президентом "Русснефти" ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Кирилл Мельников Михаил Гуцериев, основатель и один из крупнейших акционеров "Русснефти", когда-то опальный бизнесмен, вынужденный скрываться от российских правоохранительных органов за границей, вчера на собрании акционеров компании был вновь избран ее президентом.

Михаил Гуцериев вновь стал президентом "Русснефти"

Кирилл Мельников

Михаил Гуцериев, основатель и один из крупнейших акционеров "Русснефти", когда-то опальный бизнесмен, вынужденный скрываться от российских правоохранительных органов за границей, вчера на собрании акционеров компании был вновь избран ее президентом. Хотя он больше не является единоличным владельцем "Русснефти", 49% акций которой теперь принадлежит АФК "Система", еще 2% -- Сбербанку, в руках г-на Гуцериева окажется операционной контроль над компанией. Так решил вчера Сбербанк, отдав одно из двух причитающихся ему мест в совете директоров "Русснефти" представителям г-на Гуцериева.

В Россию г-н Гуцериев вернулся еще в начале мае, после того как Следственный комитет при МВД объявил о прекращении уголовного дела против бизнесмена, обвинявшегося в незаконном предпринимательстве. После майских праздников г-н Гуцериев вышел на работу в "Русснефть", однако находился в офисе компании без официального статуса -- на двери его кабинета висела табличка, на которой было указано лишь имя.

"Русснефть" Михаил Гуцериев создал в 2002 году, консолидировав ряд добывающих активов, принадлежавших ему до этого. В 2005 году компания получила крупнейший актив -- Западно-Малобалыкское месторождение (ЗМБ), выкупив долю ЮКОСа, имущество которого в тот момент распродавалось с аукциона. Однако к концу 2006-го у самой молодой нефтяной компании России неожиданно начались проблемы с законом. Некоторые наблюдатели склонны увязывать их именно со сделкой по приобретению ЗМБ. Г-ну Гуцериеву были предъявлены обвинения -- налоговые органы посчитали, что "Русснефть" не заплатила налогов на несколько миллиардов рублей. После этого г-н Гуцериев предпочел покинуть страну и продать компанию структурам Олега Дерипаски за 3 млрд долл. Примерно такой же была тогда сумма долга нефтяной компании. Впрочем, официально "Русснефть" к г-ну Дерипаске не перешла: поскольку она числилась за несколькими иностранными офшорами, сделка должна была быть одобрена правительственной комиссией.

Однако интерес г-на Дерипаски к нефтянке из-за колоссальных долгов его основного бизнеса вскоре заметно утих. В 2009 году появились сообщения о том, что часть претензий к г-ну Гуцериеву со стороны правоохранительных органов снята. После этого г-н Гуцериев выкупил свою нефтяную компанию у Олега Дерипаски обратно за 500 млн долл. Как сообщал г-н Гуцериев в своем единственном после возвращения в страну интервью, в конце прошлого года у него состоялась встреча с совладельцем АФК "Система" Владимиром Евтушенковым. Тот захотел посоветоваться по поводу будущего недавно купленной "Башнефти", а заодно, по словам г-на Гуцериева, предложил замолвить слово перед российским руководством за опального олигарха. За г-на Гуцериева вступился и президент Сбербанка Герман Греф, который является основным кредитором "Русснефти". Михаил Гуцериев признал, что без решения президента страны Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина его судьба вряд ли изменилась бы. "Без них вопрос моего возвращения не решился бы никогда. Я отдаю себе в этом отчет. Это было согласовано, и спасибо им. Не хочу, чтобы это выглядело как лесть, но я им буду признателен за это всю жизнь", -- утверждает Михаил Гуцериев.

Тем временем г-н Евтушенков решил продолжить активное сотрудничество с г-ном Гуцериевым, и АФК "Система" приобрела 49-процентную долю в "Русснефти". Причем г-н Гуцериев, по его утверждению, сделал предложение Владимиру Евтушенкову по собственной инициативе. 2% "Русснефти" на тот момент уже принадлежало Сбербанку, у которого структуры г-на Дерипаски заняли около 118 млрд руб. Еще во время подготовки сделки г-н Евтушенков настаивал на том, чтобы именно г-н Гуцериев, как он сам говорит, занял пост президента "Русснефти". Дела компании сейчас идут неважно: добыча за последние годы сократилась с 14,8 до 11,2 млн тонн в год, долг равен примерно 7 млрд долл. (из них 2 млрд долл. -- долг перед ее трейдером Glencore. -- Ред.), а структуры "Роснефти" добиваются в судах взыскания 5 млрд рублей.

Вчера состоялось первое собрание акционеров "Русснефти", на котором был избран совет директоров. В него вошло 14 человек, из которых пять -- представители АФК "Система" (президент компании Леонид Меламед, руководитель комплекса стратегии и развития Антон Абугов, старший вице-президент Сергей Дроздов, Игорь Марченко и Ирек Бадертдинов из бизнес-единицы ТЭК), два -- кандидаты нефтетрейдера Glencore (менеджер его московского представительства Владимир Щербак и представитель компании Александр Биард) и один от Сбербанка (гендиректор "Сбербанк Капитала" Ашот Хачатурянц). Предполагалось, что представители г-на Гуцериева также получат пять мест в совете директоров, однако Сбербанк решил делегировать полномочия своего второго представителя команде г-на Гуцериева. В итоге от совладельца "Русснефти" в совет директоров включены бывший ее президент Олег Гордеев, вице-президент по корпоративным отношениям Дмитрий Романов, племянник г-на Гуцериева и глава Бинбанка Михаил Шишханов, Максим Калюжный, который входит в совет директоров компании "Красноярсккрайуголь", близкой к бизнесмену, а также его бывший зам Сергей Бахир.

#Рынки #Новости #Денис Объедкин #АФК "Система"
Подпишитесь