Posted 9 сентября 2008, 07:18

Published 9 сентября 2008, 07:18

Modified 16 августа 2022, 21:23

Updated 16 августа 2022, 21:23

Энергодиктат Москвы и Астаны становится явью

9 сентября 2008, 07:18
Сюжет
Газпром
Казахстан и Россия готовы сформировать единый газовый фронт Газета В Казахстане, как стало известно вчера, всерьез рассматривают возможность покупки розничных газовых активов в Европе вместе с ОАО "Газпром". Об этом в интервью агентству Bloomberg заявил председатель ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев.

Казахстан и Россия готовы сформировать единый газовый фронт

В Казахстане, как стало известно вчера, всерьез рассматривают возможность покупки розничных газовых активов в Европе вместе с ОАО "Газпром". Об этом в интервью агентству Bloomberg заявил председатель ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев. "Мы наращиваем сотрудничество с "Газпромом" для получения доступа к рынку топлива для конечных потребителей в Европе", - признался Кулибаев. Это заявление можно было бы воспринять не всерьез. В "Газпроме" корреспонденту "Газеты" не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, пояснив, что покупка розничных газовых активов в Европе вместе с "Газпромом" - это пока лишь желание Казахстана, но никак не объективная реальность.

Однако такие специалисты, как Кулибаев, как правило, словами не бросаются. Тимур Кулибаев не последний человек в политике и экономике Казахстана. Он - муж Динары, одной из дочерей президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Ранее Кулибаев работал первым зампредом нефтегазовой монополии "КазМунайГаз". Кроме того, по данным журнала Forbes, Кулибаев является одним из богатейших людей республики (его состояние - свыше $2 млрд) и, как утверждают местные эксперты, имеет серьезные шансы занять в будущем президентскую должность.

Табачок врозь

Заявление Кулибаева может говорить о многом. В первую очередь о том, что такое желание (выйти на европейский рынок вместе с "Газпромом", а может, и без него) у руководства республики действительно есть. Однако предложение одного из богатейших людей Казахстана может на самом деле оказаться всего лишь пробным шаром. Ведь именно сейчас Россия и Казахстан согласовывают уровень цены на казахстанский газ, который будет поставляться через Россию на Украину в 2009 году. Другие поставщики среднеазиатского газа - Туркмения и Узбекистан - уже договорились с "Газпромом" о том, что цена будет рассчитываться по европейской формуле за вычетом транспортных расходов, маржи "Газпрома" и экспортных пошлин.

С Казахстаном окончательной договоренности пока нет. В этом случае желание Астаны прикупить энергоактивы в Европе - одна из возможных уступок, на которую может пойти "Газпром" в ответ на лояльность одного из главных производителей газа в регионе.

А дружба дружбой

Тем не менее связи, особенно газовые, двух бывших советских республик сейчас прочны как никогда. Интересы "Газпрома" и "КазМунайГаза" переплелись практически во всех сферах газового бизнеса. Во-первых, Казахстан продает свой газ России. И если сейчас объемы экспорта через "Газпром" исчисляются цифрами менее 10 млрд кубометров в год, то к 2015 году в республике планируют производить 80 млрд кубометров, большую часть из которых будет закупать Россия. Именно для того, чтобы сохранить в своей системе всех поставщиков сырья в регионе, на которых уже давно поглядывают как страны Евросоюза, так и Китай с Индией, "Газпром" и перешел на европейскую формулу образования цены с Туркменией и Узбекистаном. Казахстан здесь вряд ли окажется скромнее соседей.

Во-вторых, туркменский и узбекистанский газ поступает в европейскую часть России, а затем на Украину и в государства Закавказья через территорию Казахстана по его газопроводам, общая протяженность сети которых составляет более 9 тысяч километров, а пропускная способность - более 50 млрд кубометров, из них около 42 млрд приходится на газопровод Средняя Азия - Центр, который в ближайшие годы будет реконструирован в рамках его присоединения к Прикаспийскому газопроводу.

Общий бизнес

У "Газпрома" и "КазМунайГаза" уже есть опыт ведения совместного бизнеса, правда, пока не очень удачный. Уже несколько лет стороны ведут переговоры по созданию СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Начинал их именно Тимур Кулибаев, приезжавший в 2005 году в Москву к главе "Газпрома" Алексею Миллеру. Решение в верхах о создании СП тогда было принято, однако его проект до сих пор не согласован. Оно интересно тем, что поставлять газ в Оренбург будут с месторождения Карачаганак, которое является одним из крупнейших в мире. Его запасы составляют более 1,2 млрд тонн жидких углеводородов и 1,3 трлн кубометров газа. СП будет перерабатывать 16 млрд кубометров газа в год. Это фактически позволит российской газовой монополии не только участвовать в добыче газа в республике, но и регулировать в будущем его поставки в Европу и Китай. Тем не менее роль лишь поставщика ресурсов Казахстан вряд ли устроит. В развитии своего бизнеса "КазМунайГаз" планирует, как и "Газпром", дойти до конечного потребителя. Другое дело, что без помощи России это вряд ли возможно. По крайней мере, в отношении Европы. Таково географическое положение Средней Азии.

Зачем "Газпрому" Казахстан в Европе?

АНДРЕЙ ГРОЗИН / руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:

- Речь здесь идет о политике взаимных уступок. В частности, "Газпром" уже согласился закупать центральноазиатский (и в том числе казахстанский) газ по так называемой европейской формуле цены. Понятно, что подобного рода шаги приведут к ответным действиям со стороны Казахстана. Причем уступки эти относительно "Газпрома" и российской энергетической политики, скорее всего, будут концентрироваться вокруг возможных путей выхода казахстанских энергоносителей на мировые рынки. Далее, полагаю, что информация о том, что казахстанские энергетики собираются сбрасывать активы, которые они приобрели в Грузии, является просто первым звоночком. Вскоре могут появиться сообщения, что Казахстан отказывается от масштабного проекта строительства Казахстанской каспийской транспортной системы. Очевидно, что полного расторжения договоренностей о поставках Казахстаном энергетического сырья по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан не будет. Но не будет и заметного расширения. Также ясно, что казахстанским руководством будет принято определенное решение о возможности присоединения к гипотетическому транскаспийскому газопроводу. И такого присоединения, скорее всего, не будет. Понятно, что будут сделаны какие-то выводы и по поводу возможного участия Казахстана вообще в проекте Nabucco. При этом думаю, что кооперация пойдет по взаимовыгодному российско-казахстанскому пути. Россия будет уступать часть своих европейских рынков. Но в то же время, используя казахстанские ресурсы, которые она будет контролировать как минимум так же плотно, как сейчас, будет расширять и собственное присутствие.

МИХАИЛ ЗАК / начальник аналитического управления ИК "Велес Капитал":

- Первое, что можно отметить, - это, безусловно, разделение рисков. А во-вторых, действуя подобным образом, "Газпром" может несколько смягчить позиции европейских стран в отношении компании. Так как тем самым он покажет, что не занимает монопольного положения на рынке, а готов делиться со своими возможными партнерами.

АЛЕКСАНДР ШАТИЛОВ / замгендиректора Центра политической конъюнктуры России:

- Версий, конечно, может быть много. Но одной из наиболее логичных представляется следующая. Казахстанский бизнес в Европе воспринимается лояльнее, нежели "Газпром". А потому можно говорить о попытке поиграть на имиджевых моментах. Российского газового монополиста видят как некоторого субъекта экспансии, который стремится подмять под себя газораспределительные сети Европы, и так далее. А казахи выглядят по-другому. В этом плане, мне кажется, "Газпром", с одной стороны, демонстрирует добрую волю европейцам (показывает, что готов действовать в партнерстве с коллегами из Казахстана). А с другой стороны, говорит, что не стремится забрать все единолично. Что означает готовность к сотрудничеству с разными структурами, не только казахстанскими. Мало того, насколько реализуется партнерство с Казахстаном, сказать сложно. Однако проброс такой информации сам по себе имеет смысл.

АЛЕКСАНДР РАР / директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:

- Думаю, что все это является политическим ходом, который очень хорошо продуман. Это может быть началом построения газовой ОПЕК. То есть энергетического картеля газопроизводительных стран - России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана, а, может быть, еще Алжира, Венесуэлы и Ирана. Причем Россия не хочет доминировать в этой организации, а потому начинает привлекать к стратегическому сотрудничеству в интересных зарубежных проектах своих партнеров.

("ГАЗЕТА", 09.09.2008, ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ)

Подпишитесь