В борьбе с контрафактом

29 февраля 2008, 09:48
"Роснефть" и ЛУКОЙЛ предлагают ужесточить лицензирование НПЗ Газета Президенты "Роснефти" и ЛУКОЙЛа Сергей Богданчиков и Вагит Алекперов обратились к Владимиру Путину с предложением ужесточить лицензирование нефтеперерабатывающих заводов для повышения прозрачности отрасли. В компаниях считают, что рост благосостояния граждан, увеличение автопарка и потребления моторного топлива, с одной стороны, стимулируют нефтяные компании развивать собственные нефтеперерабатывающие мощности, наращивать объемы производства нефтепродуктов с одновременным увели

"Роснефть" и ЛУКОЙЛ предлагают ужесточить лицензирование НПЗ

Президенты "Роснефти" и ЛУКОЙЛа Сергей Богданчиков и Вагит Алекперов обратились к Владимиру Путину с предложением ужесточить лицензирование нефтеперерабатывающих заводов для повышения прозрачности отрасли. В компаниях считают, что рост благосостояния граждан, увеличение автопарка и потребления моторного топлива, с одной стороны, стимулируют нефтяные компании развивать собственные нефтеперерабатывающие мощности, наращивать объемы производства нефтепродуктов с одновременным увеличением глубины переработки нефти, с другой - делают выгодным строительство новых мини-НПЗ с малой мощностью и упрощенными техсхемами. При этом в качестве сырья для таких малых производств часто используется нефть, полученная в результате врезок в трубопроводы и хищений на нефтепромыслах, отмечают в двух крупнейших НК.

Главы двух крупнейших в России нефтяных компаний предупреждают, что производство низкокачественного топлива такими НПЗ чревато экологическими проблемами и появлением на рынке неучтенной контрафактной продукции, выпадающей из сферы налогообложения, что создает предпосылки к появлению криминальных структур в нефтяном бизнесе. Инициатива президентов "Роснефти" и ЛУКОЙЛа заключается в том, чтобы включить в качестве обязательных условий лицензирования наличие у НПЗ долгосрочных (не менее 10 лет) контрактов на поставку нефти, а также способность предприятия производить нефтепродукты, соответствующие экологическим нормам евростандарта.

По их мнению, такое решение позволит перейти к выпуску высококачественных, экологически чистых нефтепродуктов, значительно снизит объем контрафактной продукции на внутреннем рынке и прекратит практику поставки на внешний рынок полуфабрикатов, которые зарубежные заводы используют как сырье для производства товарных нефтепродуктов. Как сообщил вчера <<Интерфаксу>> источник в Министерстве промышленности и энергетики, ведомство получило соответствующее поручение рассмотреть целесообразность введения мер, предлагаемых нефтяными компаниями.

Разговаривая вчера с корреспондентом "Газеты" о проблеме производства контрафактного бензина в России, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отметил, что он "двумя руками поддерживает" инициативу Вагита Алекперова и Сергея Богданчикова. По его словам, особо остра эта проблема в регионах: "В крупных городах, таких как Петербург и Москва, учитывая ужесточенные условия конкуренции на рынке автомобильного топлива, некачественный бензин в общем объеме занимает лишь 1,5-2%". А вот в целом по стране, по данным Минпромэнерго, контрафактной продукции насчитывается около 30%. При этом глава Московской топливной ассоциации отметил, что наибольшее скопление контрафактного бензина можно наблюдать в тех регионах, в которых находятся не нефтеперерабатывающие заводы, а нефтехимическое производство, нефтебазы и мини-НПЗ. Именно оттуда выходят фракции псевдопрямогонных бензинов, которые по своим компонентам не являются бензином. Проблема, по словам Евгения Аркуши, заключается в неправильной акцизной политике: чем ниже качество бензина, тем ниже и акциз, что стимулирует развитие производства контрафактного бензина. "В нашей стране Аи-80 производиться больше, чем потребляется. Из него делают и Аи-92, и Аи-95", - отмечает собеседник корреспондента "Газеты".

Стоит напомнить, что ЛУКОЙЛ уже давно выступает с инициативой изменить акцизную политику. Однако пока, кроме прошлогоднего заявления Виктора Христенко о том, что в правительстве рассматривают возможность снижения акциза для высококачественных бензинов, конкретных действий в этом направлении замечено не было. Хотя не так давно глава МЭРТа Эльвира Набиуллина также заявила о том, что ее ведомство разрабатывает дифференцированную ставку на экспорт нефтепродуктов с учетом того, чтобы для светлых нефтепродуктов она была ниже, а для темных - выше.

В целом эксперты отмечают, что усиление контроля за качеством производимых в России нефтепродуктов должно иметь положительный эффект для нефтеперерабатывающей отрасли. По словам управляющего партнера НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" профессора Ивана Андриевского, на сегодняшний день эта отрасль в России значительно отстает в технологическом отношении по сравнению с Европой и США. "В российских товарных бензинах высока доля прямогонки и относительно невелики доли некоторых высокооктановых компонентов. Ужесточение лицензирования российских НПЗ должно способствовать увеличению глубины переработки и уменьшить долю низкокачественного бензина на внутреннем рынке", - заключает эксперт. Потребителям пока остается надеяться, что рано или поздно все инициативы будут рассмотрены и ряд соответствующих мер решит проблему контрафактного бензина в России.

("ГАЗЕТА", 29.02.2008, ИРИНА КЕЗИК)

#Рынки #ЛУКОЙЛ #Роснефть #НПЗ #Вагит Алекперов
Подпишитесь