Posted 21 сентября 2006, 06:33

Published 21 сентября 2006, 06:33

Modified 16 августа 2022, 21:29

Updated 16 августа 2022, 21:29

Резерв трубопроводного командования

21 сентября 2006, 06:33
Мощность БТС будет увеличена на 5 млн твг «Транснефть» планирует расширить мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) с 65 млн до 70 млн тонн в год. В свете событий последних месяцев эту новость вряд ли можно назвать сенсационной. И руководители трубопроводной монополии, и высокопоставленные чиновники, включая президента страны, постоянно говорят о необходимости прямого выхода на импортеров углеводородного сырья и отказа от дорогостоящих и политически невыгодных услуг стран-посредников.

Мощность БТС будет увеличена на 5 млн твг

«Транснефть» планирует расширить мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) с 65 млн до 70 млн тонн в год. В свете событий последних месяцев эту новость вряд ли можно назвать сенсационной.

И руководители трубопроводной монополии, и высокопоставленные чиновники, включая президента страны, постоянно говорят о необходимости прямого выхода на импортеров углеводородного сырья и отказа от дорогостоящих и политически невыгодных услуг стран-посредников. БТС - именно тот инструмент, который позволяет реализовать данную установку.

С момента ввода в эксплуатацию в конце 2001 года мощность системы была увеличена более чем в 5 раз. Приморск уже принял на себя объемы, которые ранее транспортировались через латвийский Вентспилс. Сообщение же об очередном этапе расширения БТС прозвучало спустя всего несколько дней после прекращения поставок на литовский НПЗ Mazeikiu Nafta, связанного с июльской аварией на нефтепроводе «Дружба-1» (см. также «Дружба» отходит на задний план» на стр. 20).

БТС, по которой нефть Тимано-Печорской провинции, Западной Сибири, Урало-Поволжья и Казахстана поступает на терминал в Приморске на побережье Балтийского моря, — пожалуй, самый успешный российский нефтеэкспортный проект. Его общая стоимость на сегодняшний день оценивается в $2,5 млрд.

После распада СССР у России оставался всего один глубоководный нефтяной терминал в Новороссийске. А сегодня Приморск, любимое детище «Транснефти», уже стал крупнейшим портом российского северо-запада и основным направлением морских поставок российской нефти. Этому во многом способствовало выгодное географическое положение Приморска и наличие здесь удобной акватории. Последнее обстоятельство вкупе с проведенными работами по углублению дна позволили Приморску стать единственным в регионе портом, способным обслуживать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн.

В прошлогодних спорах о месте размещения конечной точки нефтепровода ВСТО терминал «Транснефти» в Финском заливе приводился в качестве примера надежного обеспечения экологической безопасности. Приморск первым среди российских портов прошел процедуру международной сертификации и получил сертификат управления окружающей средой ISO 14001.

В апреле 2006 года «Транснефть» ввела в эксплуатацию третью очередь БТС — к двум существующим причалам добавилось еще два, что позволило принимать одновременно 4 танкера. Еще раньше были построены новые очистные линии и расширен резервуарный парк, после чего общая мощность по хранению терминала составила 900 тыс. м3 (см. также «На полную мощность» в «НиК» №5, 2006 г.).

Как сообщил «НиК» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, предстоящее расширение БТС на 5 млн твг предусматривает строительство около 200 км лупингов на всей протяженности трассы от Западной Сибири до Приморска, реконструкцию двух насосных станций и строительство одной новой. Проект должен быть реализован в «минимальные сроки», говорит Григорьев. Конкретных дат в «Транснефти», впрочем, пока не называют, равно как не раскрывают информацию о том, на каких именно НПС планируется реконструкция и во сколько «Транснефти» обойдутся дополнительные 5 млн твг на БТС.

В принципе, подобная закрытость позволяет предположить, что к началу сентября «Транснефть» не имела утвержденного проекта расширения БТС. Ничего из ряда вон выходящего здесь нет, если учесть политическую составляющую любой трубопроводной стройки такого масштаба. Не стоит сомневаться, что проект в итоге будет подготовлен, реализован, и страны-транзитеры российского экспорта недосчитаются еще 5 млн твг.

Отметим в этой связи показательный факт — в будущем году «Транснефть» намерена в Приморске ввести в строй первую очередь железнодорожного терминала, которая позволит перегружать 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, а к 2013 году мощности терминала планируется довести до 12 млн твг. Без особых натяжек можно говорить о том, что на железнодорожный терминал в Приморске уйдут объемы нефтепродуктов и высококачественной нефти, которые сейчас отправляются российскими нефтяниками на прибалтийские терминалы.

Все маршруты хороши?

Проблем с сырьевой базой для загрузки дополнительных мощностей БТС возникнуть не должно — даже с учетом того, что 22 млн тонн западносибирской нефти на первом этапе возьмет на себя нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан, а 12 млн тонн тимано-печорского сырья в будущем планируется поставлять на побережье Баренцева моря по трубе Харьяга-Индига. «У нефтяников в этом году есть рост добычи, хотя и небольшой — 1,5-2%. За первые 7 месяцев мы приняли примерно на 5 млн тонн больше, чем в прошлом году», — говорит Григорьев.

Стоит также добавить, что минувшим летом «Транснефть» завершила наращивание пропускной способности нефтепровода Усинск-Ухта (с 18,2 млн до 23,2 млн твг), по которому поступает в БТС тимано-печорская нефть. Это «узкое горлышко» в последние годы сдерживало развитие местных проектов, поэтому сейчас можно ожидать ускорения темпов роста нефтедобычи в регионе.

Кроме геополитических преимуществ, которые сулит независимость от транзита по территории прибалтийских республик, у российских нефтяных компаний есть прямой экономический интерес в расширении приморского маршрута. По расчетам, доставка тонны нефти до главного центра нефтеторговли и переработки в Европе — Роттердама — через Приморск обходится на $3-5 дешевле, чем через Прибалтику. Дополнительный плюс — более привлекательные тарифы на транспортировку по трубе в сравнении с доставкой по железной дороге. В частности, «ЛУКОЙЛ» в будущем намерен отказаться от экспорта нефти через собственный терминал в Высоцке и перенаправить эти объемы в БТС, что позволит компании экономить около $2 на барреле (а терминал в Высоцке, как изначально и задумывалось, будет переваливать только нефтепродукты). «БТС — очень выгодное направление экспорта, и нефтяники им активно пользуются», — подчеркивает Сергей Григорьев.

Вместе с тем о полной независимости российского нефтяного экспорта от транзитных стран, по словам Григорьева, можно будет говорить только после запуска на полную мощность нефтепровода ВСТО (80 млн твг) и сдачи в эксплуатацию трубы Харьяга-Индига (см. также «На севере диком...» в «НиК» №6, 2006 г.).

Вице-президент «Транснефти» опровергает информацию о том, что в перспективе мощность Приморска возрастет до 140 млн тнг. Возможности балтийских проливов, как и Босфора, ограничены, а главное — значительные объемы западносибирской нефти «оттянет» на себя ВСТО. «Наша политика — диверсификация экспортных направлений. Нефтяники должны иметь возможность идти туда, куда им выгоднее», — резюмирует Сергей Григорьев.

НЕФТЬ И КАПИТАЛ №9/2006

Подпишитесь