Занятие «Газпромом» господствующих высот в Ковыктинском проекте представляется неизбежным
В октябре 2004 года в ходе официального визита президента России Владимира Путина в Китай руководители российского «Газпрома» и китайской нефтегазовой компании CNPC подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Документ обозначает потребности КНР в российском газе — порядка 20 млрд м3 в год, поставляемых в рамках Единой системы газоснабжения (ЕСГ) страны. Ориентировочный срок начала поставок — 2010 год. В соглашении ничего не говорится о том, откуда конкретно Китай собирается забирать «голубое топливо». Указано лишь, что сроки, объемы поставок, форма оплаты, а также точка сдачи/приема газа будут согласованы отдельно.
Данный документ затрагивает не только интересы его непосредственных подписантов. Многие эксперты считают, что китайская сторона фактически отказалась от закупки российского газа, добываемого и транспортируемого в рамках отдельных региональных проектов, в первую очередь — Ковыктинского. Такой расклад в ближайшем будущем может привести к перераспределению в составе акционеров «РУСИА Петролеум», оператора Ковыктинского проекта.
То, что «Газпром» постарается занять в Ковыктинском проекте доминирующую позицию, стало совершенно ясно еще полтора года назад.
Весной 2003 года компания подготовила к заседанию правительства России «Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В данной программе, в частности, была раскритикована позиция «РУСИА Петролеум» в отношении перспектив и приоритетов освоения Ковыкты. «Газпром» считал неверной ориентацию «РУСИА Петролеум» только на экспорт газа в Китай и Корею и предлагал поставлять газ потребителям Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областей, а также Красноярского края по цене $42-52 за 1000 куб. м3. Магистральный газопровод, начинающийся на Ковыкте, газовая монополия предлагала проложить в западном направлении и соединить его на территории Кемеровской области с ЕСГ. «Газпром» также считал целесообразным организовать на базе газа Ковыктинского месторождения производство стратегического сырья — гелия, в то время как «РУСИА Петролеум» гелий выделять не собиралась (подробнее см. «Газпром» определяет приоритеты» в «НиК» №4, 2003 г.).
В конце концов правительство России приняло программу, разработанную «Газпромом», за основу. Данный факт наблюдатели однозначно оценили как поддержку федеральными властями экспансии «Газпрома» на Восток.
Одобренное в конце 2003 года международное технико-экономическое обоснование (ТЭО) Ковыктинского проекта противоречило ключевым положениям газпромовской программы. Основной объем газа, согласно этому ТЭО, должен был уходить на экспорт, и уже летом 2004 года «РУСИА Петролеум» планировала заключить долгосрочные контракты на поставки в Китай и Корею (см. «Осталось уговорить графа Потоцкого» в «НиК» №12, 2003 г.).
ТНК-BP готова уступить
Но никаких контрактов «РУСИА Петролеум» так и не заключила. Практически весь 2004 год компания «адаптировала» свой проект в соответствии с новыми российскими приоритетами развития газовой отрасли на Востоке.
Так, с весны этого года «РУСИА Петролеум» и ее главный акционер — компания ТНК-BP, которая владеет 62,82% акций — уже не рассматривают Ковыктинский проект как преимущественно экспортный. Потребителям Иркутской области предлагается поставлять 2-2,5 млрд м3 газа в год, с перспективами увеличения объема до 4-5 млрд м3 в год. Для обеспечения поставок газа на местный рынок и газификации области ТНК-BP и обладминистрация на паритетных началах учредили Восточно-Сибирскую газовую компанию (ВСГК). В будущем ВСГК планировала газифицировать населенные пункты, расположенные в 100-километровой полосе по обе стороны от газопровода. Тем самым «РУСИА Петролеум» парировала упреки «Газпрома» в негосударственном подходе к освоению Ковыкты (подробнее см. «Газификация Иркутской области теперь самостоятельный проект» в «НиК» №4, 2004 г.).
Летом руководство ВСГК объявило о намерении в течение четвертого квартала подписать предварительные договоры с отечественными потребителями ковыктинского газа. Среди них назывались «Саянскхимпласт», Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), «Научно-производственная корпорация «Иркут», а также ряд других предприятий из Ангарска, Усолье-Сибирского и Иркутска. Тогда же появилась информация о планах ТНК-BP по строительству гелиевого завода в Саянске.
Необходимо отметить, что сближение позиций ТНК-BP и «Газпрома» по Ковыкте носило односторонний характер. Проще говоря — ТНК-BP сдавала свои позиции (см. также «Кто построит газопровод?»). И происходило это параллельно с переговорами по условиям вхождения «Газпрома» в Ковыктинский проект и на фоне очередного всплеска интереса МПР к выполнению «РУСИА Петролеум» лицензионного соглашения.
В середине сентября глава МПР Юрий Трутнев заявил, что возглавляемое им ведомство в течение месяца рассмотрит вопрос об отзыве у «РУСИА Петролеум» лицензии на Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Причина отзыва сводится к тому, что компания до сих пор не начала добычу на объекте, что является нарушением лицензионных условий. Уже в конце сентября официальные лица ТНК-BP заявляли, что компания готова участвовать в реализации Ковыктинского проекта «в качестве миноритарного партнера «Газпрома».
В «Газпроме» в свою очередь заявили, что на сегодняшний день этот проект вообще не относится к числу приоритетов компании в Восточной Сибири. Первоочередная роль в реализации программы комплексного освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока отводится сахалинским проектам как наиболее проработанным и экономически оправданным (см. также интервью с заместителем председателя правления ОАО «Газпром» Александром Ананенковым на стр. 19).
После заключения в октябре стратегического соглашения с CNPC положение «Газпрома» стало вообще беспроигрышным. Китайская сторона согласилась покупать газ из ЕСГ, то есть из «газпромовской трубы», начиная с 2010 года. Следовательно, в любом случае монополия может не спешить с прокладкой «трубы» от Ковыкты в Китай. До этого момента масштабная добыча на Ковыкте физически не может начаться, а «РУСИА Петролеум» будет находиться под постоянной угрозой изъятия лицензии. Пользуясь таким положением, «Газпром», при поддержке федеральных властей, теоретически может вообще избавиться от такого партнера, как ТНК-BP.
Теряем время?
В ТНК-BP сложившуюся ситуацию комментируют следующим образом. В компании «НиК» сообщили, что переговоры с «Газпромом», касающиеся условий его вхождения в проект, продолжаются на всех уровнях одновременно. Называется (в очередной раз) срок их окончания — конец текущего года.
Претензии, предъявляемые МПР к «РУСИА Петролеум», по заявлениям представителей ТНК-BP, не ясны. О них в компании узнали только из сообщений СМИ. В то же время «РУСИА Петролеум» в конце июля, по согласованию с МПР, выработала свои предложения по изменению лицензионных условий на Ковыкте и затем в установленном порядке направила их в министерство. О дальнейшей судьбе предложений не известно.
В связи с неопределенной ситуацией вокруг Ковыкты заключение долгосрочных контрактов с Китаем и Кореей, намеченное на лето 2004 году, не состоялось. И новые сроки подписания документов назвать трудно. Однако при любом раскладе можно уверенно прогнозировать, что если контракты не будут заключены до начала второго квартала 2005 года, то дальнейшая судьба ковыктинского газа окажется под большим вопросом — не исключено, что и Китай и Корея предпочтут альтернативные Ковыкте источники «голубого топлива».
Нефть и Капитал №12/2004