Турция начинает работы по строительству газопровода в Грецию
Через два года после того, как Турция и Греция подписали меморандум о соединении своих газотранспортных сетей, начались реальные работы по осуществлению этого проекта. Турецкая газопроводная компания BOTAS объявила тендер на строительство турецкой части газопровода Каракабей-Комотини.
С одобрения Евросоюза Турция не первый год проводит политику, которая, по планам, уже в ближайшем будущем позволит ей стать экспортером газа на европейский рынок. Первым шагом было заключение контрактов с поставщиками газа - Россией, Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном и даже Ираком - объем которых существенно превышал потребности турецкого рынка. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что уже в следующем году Турция будет располагать примерно 10 млрд куб. м "лишнего газа". А после 2010 года его объем превысит 25 млрд куб. м.
Вторым необходимым условием реализации планов Европы и Турции является снижение цены на газ, который Турция будет получать или уже получает по заключенным контрактам. Как известно, на уступки Анкаре уже пошла Россия; по заявлениям турецкой стороны, до конца нынешнего года положительные результаты будут достигнуты и на переговорах с Ираном. (Стоит, однако, отметить, что до настоящего времени Иран отказывался снижать цену на газ, заложенную в контракте.) Понятно при этом, что чем ниже будет закупочная цена газа, тем больше будет маржа Турции как перепродавца.
Наконец, третье - но не менее важное - условие превращения Турции в экспортера газа - наличие газотранспортных магистралей, по которым "голубое топливо" сможет достичь европейских потребителей. На данном этапе транспортная система Турции соединена с газопроводами Европы только магистралью, по которой в Малую Азию поступает российский газ.
Тендер, объявленный турецкой Botas, свидетельствует о том, что непосредственные работы по строительству магистрали Каракабей-Комотини начнутся уже в ближайшее время и срок ввода этого газопровода в эксплуатацию - в 2006 году - скорее всего будет выдержан. Изначально мощность трубы рассчитывалась на уровне 17,7 млрд куб. м в год (протяженность трассы составит 285 км, а затраты на сооружение - $250-300 млн). Сейчас Турция озвучила намерения поставлять по этому маршруту 3 млрд куб. м - в Грецию и 8 млрд - в Италию. Для реализации итальянских планов, правда, необходимо, чтобы греческая DEPA и итальянская Edison проложили магистраль по дну пролива Отранто до города Бриндизи. Закончить работу над ТЭО этой магистрали партнеры предполагали до конца нынешнего года.
Наряду с продажей газа (т.е. реэкспортом) Турция намерена предоставлять и "традиционные" услуги по транзиту. Об этом Анкара договорилась, в частности с Тегераном. Подобные договоренности, скорее всего со временем появятся с Москвой и Баку. Кроме того, не исключено, что в Турцию, в рамках реализации ближневосточного проекта Машрик (Mashreq) придет иракский газ с месторождения Хомс. Здесь, правда, не все зависит от Турции: прежде чем поставлять газ через ее территорию, продавцы должны отыскать в Европе покупателей, которые, собственно, и заплатят за транзит.
Коль скоро такие покупатели появятся, появится и обеспечение, под которое можно будет реализовать проект еще одной соединительной магистрали (его задумал консорциум Nabucco), по которой газ пойдет в Румынию, Венгрию и Австрию.
В случае осуществления всех этих планов, Турция станет одновременно и поставщиком газа в Европу, и газотранспортным хабом, через который осуществляются поставки в Старый Свет. Вполне вероятно, что после этого имеющиеся на сегодняшний день препятствия для вступления Турции в ЕС будут преодолены. В октябре нынешнего года Европейская Комиссия уже выдала условное одобрение присоединению Турции к Евросоюзу.
Что касается интересов России, то они оказываются ущемлены "на всех фронтах". Турецкий и транспортируемый через Турцию газ потеснит Россию на традиционных рынках Центрально-Восточной Европы, и даст возможность крупным потребителям российского газа - Италии и Австрии - диверсифицировать состав своих поставщиков. Не сдать позиции при таких условиях "Газпрому" будет объективно нелегко.
См. также "Южноевропейское газовое кольцо", "НиК" №4/2004
OilCapital.ru