До конца года станут известны результаты экологической экспертизы нового ТЭО по проекту Восточного нефтепровода
Новое инвестиционное ТЭО проекта нефтепровода Тайшет-Находка в конце июня направлено на экологическую экспертизу. Планируется, что ее результаты будут объявлены в течение шести месяцев. Об этом журналистам сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По его словам, ТЭО было подготовлено с учетом замечаний предыдущей экологической экспертизы. "В связи с этим надеемся, что новое ТЭО будет достаточно быстро согласовано и одобрено", - сказал В.Христенко.
Напомним, первоначальный проект Восточного нефтепровода, который предусматривал строительство магистрали из Ангарска в Находку, "Транснефть" направила на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) еще в начале 2003 г. Проект экспертизы не прошел - главные претензии касались участка, расположенного в районе озера Байкал. В декабре 2003 - марте 2004 г. "Транснефть" представила альтернативный проект, в соответствии с которым начальная точка нефтепровода переносится в Тайшет, а сама "труба" пройдет еще дальше к северу от Байкала.
Эксперты в 1-й половине 2004 г. одобрили новый проект "Транснефти" - главная претензия - близость к Байкалу - была устранена. Однако поскольку проект претерпел значительные изменения в целом, он нуждался в повторном прохождении ГЭЭ (см. "Все заказники не обойдешь", "НиК" №9/2004).
По словам В.Христенко, результаты экспертизы должны стать известны до конца года. Однако уже сейчас можно сказать, что проблемные моменты в новом ТЭО остались. До направления проекта на ГЭЭ "Транснефть" провела общественные слушания в регионах, где, по ее планам, пройдет трасса нового нефтепровода. В протоколах этих слушаний приведены конкретные примеры нарушений. В частности, в Амурской области трасса проходит по особо охраняемой природной территории - заказнику "Имангра", а в Хабаровском крае нефтепровод должен пересечь Амур выше водозабора города (в случае аварии Хабаровск рискует остаться без питьевой воды). Есть и другие претензии.
Очевидно, чтобы полностью удовлетворить пожелания экологов пришлось бы снова изменить маршрут или технологию прокладки трубопровода. Однако на это "Транснефть" пойдет вряд ли - такие изменения повлекут за собой удорожание проекта, который уже сейчас оценивается в $16 млрд. Поэтому, скорее всего, результаты ГЭЭ в первую очередь зависят от политического решения. Если оно будет положительным - некоторые "недоработки" могут остаться государственными экологами и незамеченными. Отметим, что в компромиссе с "Транснефтью" заинтересованы и местные власти - строительство нефтепровода даст толчок социально-экономическому развитию этих регионов.
OilCapital.ru