Posted 23 августа 2004, 06:40
Published 23 августа 2004, 06:40
Modified 16 августа 2022, 21:39
Updated 16 августа 2022, 21:39
В сентябре может решиться судьба еще не подтвержденных контрактами 6,2 млн тонн СПГ (сжиженного природного газа) проекта "Сахалин-2". Наиболее вероятные покупатели: южнокорейская KOGAS и терминал в Мексике.
В сентябре 2004 года, вероятно, решится судьба 6,2 млн тонн СПГ (сжиженного природного газа) проекта "Сахалин-2", которые еще не нашли своего покупателя. Южнокорейская компания KOGAS объявила тендер на поставку 5,3 млн тонн в год и ждет предложений от Shell и Sakhalin Energy. Одновременно стало известно, что завершаются переговоры по контракту на поставку сахалинского СПГ на будущий терминал Баха Калифорния на севере Мексики, в котором 50% принадлежит Shell.
В интервью New York Times коммерческий директор Sakhalin Energy Энди Калиц сообщил, что переговоры по контракту на поставку сахалинского СПГ в Северную Мексику находятся в "продвинутой стадии", и к сентябрю 2004 года контракт должен быть согласован. Успех переговоров, очевидно, связан с тем, что терминал по приему СПГ Баха Калифорния является совместным предприятием Shell (крупнейшего акционера Sakhalin Energy) и мексиканской компании Sampra Energy. Строительство терминала, проект которого оценивается в $600 млн, начнется уже в декабре 2004 года.
После регазификации СПГ будет поставляться по трубопроводам потребителям в Мексике и США, где ощущается острый дефицит газа. Если Sampra Energy в альянсе отвечает за сбыт газа, в первую очередь в Мексике, то Shell, который участвует в проектах по производству СПГ по всему миру, отвечает за поставки. Судя по всему, проект "Сахалин-2" будет не единственным поставщиком мексиканского терминала, однако одним из основных, и для него уже забронированы мощности.
Если Мексика это новый рынок СПГ, и там только предстоит строить приемный терминал, то Южная Корея изначально рассматривалась Sakhalin Energy в качестве приоритетного рынка (см. "А вот кому сахалинский газ!" в "НиК" №7-8, 2004 год). Первые два приемных терминала Pyeong Taek и Inchon был запущены недалеко от Сеула в 1986 и 1997 годах, и уже в 1999 году Корея закупила около 15 млн тонн СПГ. Однако азиатский кризис конца 90-х годов заморозил спрос, и ввод новых терминалов на восточном побережье Южной Кореи был отложен: терминал Tong Young начал работать только в 2003 году, а запуск Kwangyang ожидается не раньше 2005-06 годов.
Устойчивый рост цен на нефть последние годы стимулирует потребление СПГ и строительство новых терминалов: в 2004 году Южная Корея получит из Индонезии, Малайзии, Омана, Катара, Австралии и Брунея более 26 млн тонн СПГ. Основные контракты рассчитаны на 20-25 лет, но обилие новых проектов и избыток предложения СПГ позволяет корейцам добиваться сокращения сроков, а также цены газа. В 2007 году у Кореи завершается один из контрактов с Индонезией, и KOGAS объявил тендер на закупку 5,3 млн тонн СПГ в год в течение 20 лет на общую сумму $16 млрд. То есть, KOGAS предлагает за тонну СПГ около $150, в то время как в действующих контрактах цены превышают $260.
Поставить газ по такой цене из Персидского залива сложно, Сахалин же имеет явное географическое преимущество. Кроме того, спрос на газ в Корее имеет сезонный характер: зимой его потребление почти в 2 раза больше, чем летом, а представители Sakhalin Energy заявляют, что могут увеличивать производство СПГ зимой: холодный климат позволяет снизить энергозатраты на сжижение газа. Так что оператор "Сахалина-2", от которого до 20 сентября KOGAS ждет предложения по условиям поставок, имеет неплохие шансы победить в тендере, получив гарантии закупок СПГ для II очереди завода.
OilCapital.ru