Posted 15 августа 2002, 10:07
Published 15 августа 2002, 10:07
Modified 16 августа 2022, 21:40
Updated 16 августа 2022, 21:40
Руководство "Газпрома" выступает за скорейшее изменение системы формирования цен на газ на внутрироссийском рынке. По словам заместителя председателя правления А.Ананенкова, нынешняя система ценообразования не позволяет "Газпрому" инвестировать в разработку новых месторождений
Руководство "Газпрома" выступает за скорейшее изменение системы формирования цен на газ на внутрироссийском рынке. Это в очередной раз (за последние полгода) подтвердил журналистам 14 августа один из топ-менеджеров госкомпании. По словам заместителя председателя правления Александра Ананенкова, нынешняя система ценообразования не позволяет "Газпрому" инвестировать в разработку новых месторождений. Он отметил, что в нынешних условиях "и независимые поставщики газа не станут поставлять топливо на внутренний рынок".
В последнем утверждении один из топ-менеджеров газового монополиста, безусловно, прав. Собственно, так оно и происходит. Доля альтернативных "Газпрому" компаний в производстве газа в России составляет сегодня едва ли более 10%, а ранее была еще меньше. Основных причин две - остающийся не отрегулированным, несмотря на декларативные заявления, принцип допуска к трубе, и слишком большой разрыв (со знаком "минус") между ценой, устанавливаемой ФЭК, и себестоимостью газа независимых производителей.
Последнее обстоятельство в свою очередь складывается из нескольких факторов. Во-первых, самыми лучшими и самыми большими запасами почти "сухого" природного газа обладает "Газпром". Во-вторых, попутный газ, имеющийся в избытке у нефтедобывающих компаний и впустую сжигающийся в больших объемах прямо на промыслах, требует переработки на ГПЗ, которые тоже принадлежат пока "Газпрому" и надежды на их продажу нефтяникам все более угасают. В-третьих, система транспортных тарифов на прокачку газа независимыми поставщиками по газпромовским же магистральным трубопроводам такова, что сторонним компаниям убыточно поставлять газ дальше определенного расстояния. В среднем рентабельное транспортное плечо для них составляет не более 500-600 км от места расположения ГПЗ. С 1 августа тариф был повышен еще на 15%.
И, в-четвертых, в силу той же транспортной ситуации, включая и тарифы и допуск к трубе, у независимых компаний в отличие от "Газпрома" (а также "Итеры") нет возможности компенсировать убыточную реализацию газа на внутреннем рынке высокодоходным экспортом! Несмотря на то, что инициативы, исходящие время от времени в основном из Думы, по монополизации экспорта ряда товаров, в том числе газа, не поддерживались правительством, на деле экспортные возможности независимых поставщиков газа все же остаются чрезвычайно ограниченными.
И последнее, касаясь слишком низких с точки зрения "Газпрома" цен на газ. Во всех звучавших предложениях о либерализации рынка газа подчеркивалась необходимость защиты от витка цен самых уязвимых слоев потребителей - прежде всего населения и бюджетных организаций. Способы такой защиты могут быть разными - от ценового расслоения рынка и адресной помощи до квотирования поставщиков газа; до сих пор ни один из них не выбран как наиболее оптимальный (см. "Верхи уже хотят, но еще не могут", "НиК" №5/2002). Но безусловно, что именно госкомпания "Газпром" по определению должна заботиться об обеспечении дешевым газом "гос- и соцзаказа".
OilCapital.ru