В 2001 г. в России было добыто 348,1 млн т нефти, что на 24,8 млн т превысило уровень 2000 г., в январе-апреле 2002 г. объем добычи составил 119,8 млн т. Соответствующие цифры были озвучены в ходе 11-й Московской международной конференции "Нефть и газ 2002" 24-26 июня т.г. Прогнозируемый объем добычи нефти в 2002 г. составит 364 млн т, из них 153 млн т предназначено на экспорт в дальнее зарубежье.
В период с января по апрель2002 г. экспорт сырой нефти составил 60,5 млн т, в т.ч. в дальнее зарубежье - 48,9 млн т. Для обеспечения прогнозируемого прироста уровня добычи нефти необходимы инвестиции в размере не менее $21 млрд в 2003-2005 гг. и $31 млрд в 2005-2010 гг. При этом следует учитывать, что прирост запасов нефти не компенсирует объема добычи (восполняемость в 2000 г. равнялась 94%).
Как отметил советник по вопросам науки, технологии, транспорта и энергетики Представительства Европейской комиссии в России Константинос Вардакис, 53% российского экспорта нефти поступает в страны ЕС, что составляет 16% от их общего потребления, по природному газу эти страны получают 62% российского экспорта, что покрывает 20% потребности.
По оценке заместителя министра природных ресурсов России Петра Садовника, ресурсная база газовой промышленности позволяет обеспечить как внутренние потребности страны, так и экспортные поставки. Открыто и разведано 770 месторождений газа, из которых 339 разрабатывается, запасы природного газа составляют 46,9 трлн куб. м (примерно 30% от мировых запасов). В 2001 г. добыто 406,3 млрд куб. м природного газа, за 4 месяца 2002 г. - 210,2 млрд куб. м, экспорт газа в 2001 г. равнялся в дальнее зарубежье - 131,6 млрд куб. м и в ближнее - 48,6 млрд куб. м. В большинстве выступлений на конференции было высказано соображение, что привлечь необходимые инвестиции в нефтегазовую отрасль быстрее всего можно, используя принципы, содержащиеся в соглашении о разделе продукции.
Обладая огромным запасами углеводородного сырья, Россия может использовать этот потенциал для успешного развития отечественной экономики и транспортной системы, а также базировать на этом фундаменте проводимую внешнеторговую политику во взаимоотношениях с зарубежными странами, сообщает SeaNews.