Posted 27 июня 2002, 13:09
Published 27 июня 2002, 13:09
Modified 16 августа 2022, 21:43
Updated 16 августа 2022, 21:43
Рейтинговое агентство Standard & Poor's 27 июня объявило о присвоении ОАО "АК Транснефть" кредитного рейтинга заемщика В+. Прогноз изменения рейтинга: "Позитивный". Как сообщили АБН в московском представительстве агентства, рейтинг отражает позицию компании как монопольного оператора системы нефтепроводов РФ, обеспечивающего транспортировку сырой нефти на экспорт и на отечественные нефтеперерабатывающие заводы - для нефтяной отрасли страны в целом.
Прогноз изменения рейтинга "Транснефти" в значительной мере отражает прогноз суверенного рейтинга РФ. Он также отражает ожидания Standard & Poor's относительно того, что структура акционерного капитала компании не претерпит существенных изменений в ближайшем будущем, объемы транспортировки сырой нефти увеличатся, регулируемые тарифы по-прежнему будут покрывать операционные и капитальные издержки и компании удастся поддерживать устойчивую структуру баланса в течение ближайших трех лет, так что отношение чистого долга к капитализации с поправкой на обязательства по отложенному налогу не превысит 25%.
В 2001 г. объем транспортировки "Транснефти" составил 6,83 млн барр. в день, или 97% всей нефти, добытой в России, которая занимает 2-е место в мире по объему добычи. Рейтинг учитывает благоприятную по отношению к "Транснефти" систему государственного регулирования, значимость экспорта нефти для бюджета России и устойчивое финансовое положение компании. Также принята во внимание консервативная финансовая политика "Транснефти", нацеленная на поддержание чистого долга на уровне не выше $1 млрд (по состоянию на конец 2001 г. - $175 млн). Однако сдерживающим фактором является значительное влияние на операционную деятельность и кредитоспособность компании крупнейшего акционера "Транснефти" - Российской Федерации, которой принадлежит 75% в уставном капитале компании и 100% голосующих акций.
"Транснефть" также подвержена рискам возможных изменений физических объемов транспортировки нефти внутри страны - от нефтяных месторождений до нефтеперерабатывающих заводов и на экспорт.
Начиная с 1998 г. объемы транспортировки по трубопроводам "Транснефти" стабильно увеличиваются, но сохраняют фундаментальную зависимость от двух факторов - от цен нефти на внутреннем и мировом рынках и от структуры издержек и финансового положения российских нефтедобывающих компаний.
Будущая прибыльность компании зависит от того, насколько структура регулируемого тарифа позволит покрывать операционные и капитальные издержки за счет платежей нефтяных компаний. Дополнительные сдерживающие факторы связаны с появлением ограниченной конкуренции, прежде всего для услуг "Транснефти" по транзиту нефти (в частности, со стороны Каспийского трубопроводного консорциума), а также со значительными потребностями компании в капиталовложениях.
В течение 2002-2004 гг. они ожидаются на уровне $1 млрд в год, что предполагается частично финансировать за счет привлечения заемных средств. Хотя в среднесрочной перспективе это окажет благоприятное воздействие на операционный профиль компании, Standard & Poor's ожидает, что в ближайшем будущем капиталовложения будут превышать денежные потоки, генерируемые операционной деятельностью; это, в свою очередь, приведет к росту финансового рычага, что допустимо при текущем уровне рейтинга. Standard & Poor's ожидает, что в течение ближайших нескольких лет операционные денежные потоки в среднем составят не менее 40% чистого долга, а покрытие процентов из прибыли до налогов, процентов и амортизации (EBITDA) по-прежнему будет выражаться двузначным числом.