Виталий Казаков: Парадигмы нефтяного рынка в будущем изменятся

Интервью
Виталий Казаков: Парадигмы нефтяного рынка в будущем изменятся
Виталий Казаков: Парадигмы нефтяного рынка в будущем изменятся
29 января 2019, 12:09Текст: Мария Ромашкина
Технологический прогресс в добыче нефти и электрификация на основе ВИЭ влияют на фундаментальные факторы нефтяного рынка

С начала 2000-х гг. цена на нефть выросла в три раза, причем тенденция к неуклонному росту прослеживается в рамках последних 100 лет. Сегодня стоимость нефти не является предельно высокой (около $60 за баррель), тогда как 10 лет назад цена доходила до $140. Однако нынешняя цена существенно превышает ценовой показатель, установившийся около века назад. Виталий Казаков, директор программы «Экономика энергетики» Российской экономической школы, основатель аналитического центра e-Analytica, считает, что в перспективе 5-7 лет баррель нефти будет стоить около $40.

«НиК»: Почему в последние годы нефть дорожала?

– Это связано с тем, что сегодня нефть добывается из более глубинных пластов, в отличие от добычи, осуществляющейся во II половине ХХ столетия. В те годы нефть добывалась из месторождений, расположенных ближе к поверхности земли. Однако считается, что на сегодня таких запасов больше нет, поэтому приходится бурить глубже, что влечет за собой увеличение затрат на добычу нефти. Соответственно, это сказывается на росте цен. Нефтяные ресурсы не безграничны, а с ростом мировой экономики происходит логичное повышение спроса на такие энергоресурсы, как нефть.

«НиК»: Как будет меняться цена на нефть в краткосрочной перспективе?

– Рынок нефти всегда характеризовался изменчивостью, вероятно, такая тенденция за ним сохранится еще надолго. Спрогнозировать, какой будет цена на нефть в ближайшие годы, практически невозможно, потому что на колебании стоимости сказываются такие факторы, как политическая ситуация, экологические или технологические неблагоприятные события, а их предвидеть нельзя. Даже аварии, в которых имеет место значительный разлив нефти, обуславливают кратковременные колебания цен.

Изменчивость рынка можно спрогнозировать лишь на более длинных временных отрезках, например на 5-7 лет вперед, благодаря преобладающим фундаментальным трендам последних лет.

«НиК»: Каким, например?

– Прежде всего, в части спроса и предложения. Рост спроса на нефть наблюдается в новых экономиках. Что касается развитых стран, подобный тренд меняется и будет продолжать меняться в сторону уменьшения спроса на нефть, потому что все более популярным и востребованным становится электротранспорт.

Спрос на автомобили с двигателями внутреннего сгорания будет падать, следовательно, упадет и спрос на нефтепродукты, на которые расходуется 80% добытой нефти.

Результаты анализа рынка указывают, что данный тренд окажет существенное влияние на цену нефти в долгосрочной перспективе.

Когда компания Tesla зашла на норвежский рынок со своим электромобилем класса премиум, его стоимость составляла около $80 тыс. Столько же стоит авто средней категории с двигателем внутреннего сгорания, но в Норвегии такие автомобили облагаются дополнительной государственной пошлиной. Государством определена цель перевести население на пользование электрокарами, она будет достигнута путем увеличения налога на «обычные» автомобили. Приобретение электромобиля более выгодно для норвежца, нежели покупка и эксплуатация автомобиля, производящего выбросы.

За 5 лет в Норвегии электромобили заняли 50% рынка новых автомобилей, соответственно, существенно снизился спрос на бензин и дизель. Целиком частный норвежский автопарк, возраст которого в среднем составляет около 10 лет, тоже будет меняться, но, конечно, не столь стремительными темпами. Спрос на бензиновые автомобили в Норвегии явно снижается.

«НиК»: Но пример Норвегии не может быть показательным в мировом масштабе…

– В прошлом году Tesla представила на американском рынке автомобиль по более демократичной цене (в два раза ниже стоимости авто премиального класса), не уступающий по качественным характеристикам. Теперь стоимость такого автомобиля равна стоимости обычного авто среднего класса с бензиновым двигателем.

Речь уже идет о тенденции замещения авто с двигателями внутреннего сгорания электромобилями. А на США, как известно, приходится большая доля (20%) мирового автомобильного рынка. Эксперты прогнозируют переход американцев на электромобили. Конечно, он произойдет не столь быстро, как в Норвегии.

Вместе с тем все мировые автомобильные концерны уже вписали в свой план развития выход в сегмент электромобилей, что также указывает на повышение спроса на данный продукт и падение спроса на нефтепродукты.

«НиК»: С точки зрения предложения какие фундаментальные тренды наблюдаются?

– Развитие добычи сланцевой нефти. Исследования показывают, что мировой запас сланцевой нефти значительно превышает запасы традиционной нефти. Самые крупные запасы сосредоточены (по убывающей) в России, США, Китае, Аргентине и Ливии. Добыча сланцевой нефти и ее переработка является дорогостоящим процессом, но технологии постоянно совершенствуются и существенно снижают ее себестоимость.

Еще в 2014-2015 гг. добыча сланцевой нефти считалась рентабельной при стоимости нефти $80, а сегодня эта цифра упала ровно вполовину.

Сланцевую нефть называют топливом будущего, разрабатываются новые технологии, способные еще больше удешевить ее добычу. Соответственно, отмечается устойчивый тренд на снижение стоимости добычи.

США пока единственная страна, в которой состоялась сланцевая революция. В Америке ведутся работы по добыче сланца, увеличивается рост собственного производства, ставятся новые рекорды по объемам добычи и стремительно растет прибыль. Нефтяники США также вкладывают огромные средства в развитие инфраструктуры, что способствует снижению стоимости производственных процессов и транспортировки. Подобные темпы развития позволяют спрогнозировать увеличение объемов добычи и опережение Саудовской Аравии. Добыча сланцевой нефти позволила США стать самым крупным и самым высокотехнологичным в мире производителем сырой нефти. Соответственно, это сказывается на предложении.

«НиК»: Как сопоставить развитие рынка электрокаров и рост добычи сланцевой нефти в США?

– Необходимо учитывать самую главную характеристику американского рынка – он свободный и конкурентный. Там нет всевидящего ока, которое занимается единой стратегией американского рынка энергии. В США все отдано на откуп рынку.

Сегодня эти два тренда, рост электрификации транспорта и регенерация возобновляемого электричества, идут рука об руку с ростом сланцевой нефти.

При этом США являются не только одним из крупнейших производителей нефти, но и одним из крупнейших в мире ее потребителей. Пока Америка остается крупным импортером нефти, а ведущим экспортером в данном случае выступает Саудовская Аравия.

Это значит, что два тренда пока не противоречат друг другу. Рост производства сланцевой нефти приводит лишь к тому, что американцам нужно все меньше и меньше импортировать нефти.

Интересно, что случится, когда импорт нефти будет убит «в ноль»… Тогда сланцевые нефтяники и электрификация транспорта уже не смогут не конкурировать, один будет расти за счет другого.

Я думаю, что, конечно же, это будет продолжением роста проникновения электротранспорта, электрификации, возобновляемых источников электричества за счет сланцевой нефти. Но этот процесс начнется не ранее чем через 5 лет.

«НиК»: А в России что оказывает влияние на себестоимость добычи?

– Россия делает успехи в технологическом развитии, что позволяет снижать себестоимость добычи «обычной» нефти. Безостановочное совершенствование технологий позволило, например, «Газпром нефти» существенно снизить затраты на добычу. Усовершенствовались и информационные технологии анализа массивов, что обеспечивает более рациональную организацию процесса добычи – адекватно высчитывать частоту бурения скважин и т. д.

Современные технологии существенно повышают объем добычи и эффективность всех нефтяных компаний. Несмотря на то, что качество запасов ухудшается, развитие информационных технологий и их применение в процессе добычи «обычной» нефти сохранит, а возможно, и сделает более низкой себестоимость добычи черного золота.

«НиК»: Получается, что глобально рынок нефти ждут большие перемены?

– Парадигмы нефтяного рынка в будущем изменятся, и этот тренд отчетливо прослеживается. Связано это с технологическим прогрессом в добыче и переработке «обычной» и сланцевой нефти, что способствует снижению их себестоимости. Происходит изменение спроса и предложения. В перспективе 5-7 лет баррель нефти будет стоить около $40, что существенно изменит вековой тренд колебания цен.

Беседовала Мария Ромашкина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter