Posted 16 марта 2017,, 07:01

Published 16 марта 2017,, 07:01

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Вадим Шувалов: Сургут – город инвестиций в человеческий капитал

16 марта 2017, 07:01
Администрация Сургута, самого крупного города Югры, взяла курс на «экономику комфорта»: улучшая условия жизни в городе, благоустраивая городскую среду, власти стремятся сделать из него город для жизни, чтобы привлечь лучших специалистов и работников. Осознание, что привлекательность для человеческого капитала в итоге становится инвестиционной привлекательностью, внедряется на всех уровнях.

Администрация Сургута, самого крупного города Югры, взяла курс на «экономику комфорта»: улучшая условия жизни в городе, благоустраивая городскую среду, власти стремятся сделать из него город для жизни, чтобы привлечь лучших специалистов и работников. Осознание, что привлекательность для человеческого капитала в итоге становится инвестиционной привлекательностью, внедряется на всех уровнях. Как из сурового сибирского города сделать центр притяжения для всего региона и в перспективе – для всей Западной Сибири и России, рассказывает глава Сургута Вадим Шувалов.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – основной нефтегазоносный регион России. Югра живет за счет добычи углеводородов, и города ХМАО – это, по сути, бывшие вахтовые поселки нефтяников. Суровый климат не способствует постоянному проживанию на севере. С другой стороны, богатые недра позволяют развивать территории, несмотря на сложные природные условия.

Уникальным городом ХМАО является Сургут – он в 7 раз крупнее, чем окружной центр Ханты-Мансийск, и по факту стал экономической, логистической и культурной столицей региона.

«НиК»: Вадим Николаевич, городские власти взяли курс на улучшение инвестиционного климата и создание благоприятной среды для инвесторов не только через административные рычаги, но и через так называемую «экономику комфорта». Расскажите, пожалуйста, подробнее, как строится работа в этом направлении.

– Сургут с 60-х годов прошлого столетия – периода бурного развития нефтегазового комплекса Западной Сибири – был, по сути, городом работников энергетических предприятий. Люди приезжали и жили здесь в вахтовом режиме. Но с тех времен сменилось уже несколько поколений, город сильно вырос – сегодня у нас порядка 370 тыс. постоянных жителей. Естественно, возросли и требования к городской среде, ведь люди уже не имеют временного взгляда: «поживем – увидим Большую землю», как раньше говорили. Люди хотят жить в этом городе, трудиться, отдыхать и не уезжать из него. Поэтому Сургут сейчас нуждается в новом подходе к развитию городского пространства.

Чтобы найти ответ на этот вызов времени, на эти положительные изменения, мы стали активно заниматься социальными исследованиями, принимаем обратную связь из социальных сетей.

К примеру, у нас сейчас идет реконструкция железнодорожного вокзала. Мы запустили обсуждение проекта в социальных сетях, и люди очень активно в это включились. В результате нам стало проще из предложенных проектов выбрать тот, который понравился большинству горожан.

Работа с соцсетями дает нам огромный объем информации, появился и новый для города тренд – большое количество сургутян стали принимать участие в жизни города. На правах волонтеров люди собирают информацию от друзей, соседей о том, как и что должно быть устроено.

Для городского благоустройства необходимо привлекать лучших профессионалов. Они смогут учесть специфику нашего северного города с его сложными климатическими условиями, и здесь нужен неординарный, тщательно продуманный подход. Именно поэтому мы особое внимание уделяем урбанизму. В Сургуте проходит Урбанистический форум, который объединяет не только именитых специалистов (например, к нам приезжал знаменитый Свят Мурунов), но и дает почву для развития наших собственных молодых специалистов. На сегодня у нас накоплен огромный багаж идей, ориентированных именно на наши реалии – короткий световой день, очень низкие температуры зимой, непродолжительное лето и так далее.

Отдельным направлением является облик города. Это единый подход к дизайну рекламных площадок, городской навигации, к светодизайну – освещению улиц и подсветке зданий. Для нас важно как можно дольше продлить для сургутян ощущение светового дня.

«НиК»: Существует какая-то единая программа по благоустройству?

– Это комплекс мероприятий под рабочим названием «Программа приоритетных проектов, связанных с созданием комфортной среды в городе Сургуте». На сегодняшний день мы создали рабочие группы, определились с дорожной картой заданий, которые в этих группах нарабатываются по различным направлениям: развитие рекреационных зон, единое городское визуальное пространство – внешний облик зданий, освещение, наружная реклама и прочее.

Соответственно, планируем пересмотреть бюджет города, чтобы включить в него работу созданных групп.

Безусловно, прежде всего это следует обсудить с общественностью города, а затем согласовать с представительными органами власти – с городской Думой.

Мы стараемся быть в тренде – есть территории, построенные для нужд добытчиков и ставшие в итоге местом притяжения за счет комфортной среды.

«НиК»: Можно ли привести примеры?

– Допустим, в Дубае люди максимально стараются защититься от солнца, создают кондиционированные общественные зоны – те же остановки транспорта. Мы же рассматриваем вариант их отопления.

Многое уже сделано. К примеру, мы используем растения для уличного декора, чтобы скрасить суровый северный пейзаж, подбираем морозоустойчивые сорта. Раньше никто и подумать не мог, что северный город можно так озеленить.

«НиК»: Когда планируется запустить остальные мероприятия по благоустройству?

– В ближайшее время. Планируем, что в марте основные моменты будут согласованы.

«НиК»: Опыт Сургута во многом уникален и может быть полезен администрациям других северных городов. Готова ли администрация Сургута им поделиться?

– Думаю, сейчас первостепенно реализовать задуманное, а уже потом подводить итоги и делиться опытом. К тому же у нас есть формат Урбанистического форума и, безусловно, мы его используем.

«НиК»: Говоря о мнении жителей Сургута, Вы упоминали планы запуска системы «Открытый город». Реализуется ли она или сменила формат?

– «Открытый город» мы разрабатываем. Система позволит оперативно фиксировать и устранять недостатки, в первую очередь в сфере ЖКХ. Пока же у нас реализован промежуточный вариант по диспетчерской службе города, но эта система работает не совсем так, как мы задумали, здесь крайне важно ориентироваться на будущее.

Объясню на примере строительства жилья. Застройщики, приходя в город, заинтересованы, чтобы их проект был реализован на условиях, от которых будет максимальная отдача. Им гораздо выгоднее, чтобы жилье, которое они построят, находилось в зоне, интересной потенциальным покупателям. Зоне, где комфортно не только внутри самого здания: важна и транспортная доступность, и возможность с комфортом провести время на улице или в общественном месте, получить все необходимые услуги. Поэтому застройщики заинтересованы инвестировать в проекты развития всего микрорайона.
Даже в суровом климате Сургута у горожан есть запрос на создание открытых парковых зон и городского пляжного комплекса, хотя пляжный сезон в Сургуте и небольшой. Сейчас мы рассматриваем 4 инвестпроекта по этим направлениям и надеемся в скором времени приступить к их реализации.

«НиК»: Немаловажным для Сургута как крупнейшего города Югры является качество человеческого капитала. Известно, что на базе Сургутского университета создается образовательный кластер. Возможно, опыт, который вы накопите в процессе реализации программы, имеет смысл продвигать через университет?

– Региональные власти в лице губернатора Натальи Комаровой приняли решение о создании в Сургуте студенческого кампуса. Уже выделены земельные участки, сейчас создается фонд под руководством правительства региона. Именно через новую учебную площадку мы хотим развить новые для ХМАО специальности, которых пока нет в существующем университете. Среди них – подготовка дизайнеров и архитекторов городского пространства на базе Политехнического института СурГУ. С одной стороны, этот проект даст городской администрации хорошую научную базу, с другой – позволит привлечь студенчество и молодых специалистов к работе над развитием своего города.

«НиК»: У вас создается «Кванториум». Что это такое?

– Кванториум – территория дополнительного детского образования. Это направление также очень активно поддерживают власти Югры. Подобные территории уже существуют в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске. Мы также считаем этот проект одним из приоритетных, поскольку дети в современном информационном мире сталкиваются с такими вызовами, к которым школа не готовит. Кванториум помогает детям адаптироваться, развивает у них интерес к технике и технологиям. Заниматься в кванториуме дети могут, начиная с дошкольного возраста.

В рамках Российского инвестиционного форума Дмитрий Медведев вручил генеральному оператору сети детских технопарков Марине Раковой премию развития в номинации «Лучший проект по комплексному развитию территорий», и я очень рад, что Сургут является одной из площадок этого проекта.

«НиК»: Как обстоят дела с образованием в сфере информационных технологий?

– Мы очень заинтересованы в привлечении стратегических партнеров в образовательные процессы в сфере информационных технологий и технологий, связанных с промышленным производством. Мы планируем реализовывать такие проекты с крупными компаниями региона. К примеру, мы очень плотно сотрудничаем с «Сургутнефтегазом» по целому ряду городских проектов.

Пример «Сургутнефтегаза» очень показателен. Компания поддерживает многие городские проекты, не только образовательные, но и медицинские, и социальные. Запуск построенного недавно современного ДК «Нефтяник» – это событие, не побоюсь сказать, общероссийского масштаба. Я хочу выразить благодарность компании и ее генеральному директору Владимиру Богданову за всестороннюю поддержку.

Я считаю, нам стоит задуматься о дополнительном образовании для студентов по вопросам переработки углеводородов на базе реального производства. Поэтому с руководством «Сургутнефтегаза» ведутся переговоры, чтобы одно из направлений, так называемых квантов, было связано с нефтью и газом.

«НиК»: На каких условиях ведется сотрудничество с инвесторами?

– Мы предлагаем различные варианты. Возможность последующего полного выкупа совместного проекта, концессии – мы заинтересованы, чтобы инвестор зарабатывал в таких проектах и вкладывал еще.

«НиК»: Горожане назвали проблему дорог одной из наиболее актуальных. Сейчас совместно с Высшей школой экономики реализуется программа по созданию окружной дороги вокруг Сургута. Расскажите об этом подробнее.

– У нас есть программа развития транспортной сети. В нее, помимо окружной дороги, включен вопрос организации дорожного движения. Город растет, мы занимаем третье место по количеству автомобилей в России. По данным департамента городского хозяйства, в 2016 году в экономической столице региона было зарегистрировано свыше 173 тыс. автомобилей – по одному на каждых двух жителей. Мы уже столкнулись с огромными пробками, откладывать решение этого вопроса нельзя. Ученые Высшей школы экономики проанализируют организацию транспортного движения в городе и предложат варианты создания новых развязок, основываясь на мировом опыте.

Например, организация бессветофорных развязок, в первую очередь как раз на Сургутской кольцевой дороге, которая большей частью построена, ее осталось «закольцевать». Только в этом году планируется потратить 350 млн руб. на проект хотя бы потому, что часть кольцевой трассы пройдет по старым жилым районам, обитателей которых мы планируем переселить в новые дома.

Соответственно, планируется расширение основных магистралей, которые идут в сторону аэропорта, реконструкция и строительство объектов железнодорожного вокзала. Инвестиционный комитет привлекает инвесторов для строительства нового автовокзала, мы построим его так, чтобы не мешать городскому движению. Рассматривается вопрос реконструкции аэропорта. Это необходимые меры для развития города.

Волей-неволей Сургут является крупнейшим логистическим центром ХМАО, здесь сосредоточены торговые площади федеральных торговых структур. Мы рассматриваем проект строительства нового моста через Обь, который позволит направить транзитный транспортный поток из восточной части города на Нижневартовск, минуя центр.

Ищем инвесторов среди федеральных торговых сетей – нам необходимо очистить центр от грузовиков, которые просто его захватили. Для торговли («Магнит», «О’кей», «Пятерочка») будем выделять земельные участки за городом под строительство больших логистических центров, чтобы в город заходил лишь малотоннажный грузовой транспорт.

«НиК»: Как решаются в Сургуте проблемы в области медицины и экологии?

– Вопросы экологии очень актуальны. Наш департамент экологии представил свою программу в рамках Года экологии в России, но мне она показалась весьма поверхностной, а предложения – избитыми. Дал им полмесяца, чтобы актуализировать, привести в соответствие с имеющимися проблемами. Подключим к разработке программы экологических мероприятий общественность и ученых – тот же СурГУ, у которого есть внушительные наработки. Нам нужна действенная программа, чтобы получить финансирование и реализовать проекты. Необходимо использовать огромный потенциал общественных организаций, волонтеров, студентов и просто населения города для того, чтобы город наш стал более чистым, красивым и удобным.

Что касается медицины, то Сургут в свое время сосредоточил в себе крупные кардиоцентры, здесь оборудование и оснащение мирового уровня. В этом направлении мы планомерно движемся вперед, многое уже сделано. В одном из медцентров открыты новые корпуса, в марте мы будем запускать еще хирургический и реанимационный. У жителей не только Сургута, но всей Югры появится современный высокофункциональный кардиоцентр с оснащением, позволяющим проводить операции абсолютно любой сложности на мировом уровне.

«НиК»: Вероятно, пациенты будут приезжать не только из ХМАО, но и из смежных регионов?

– Думаю, да. У этого центра будет потенциал, чтобы стать ведущим для всей Западной Сибири.

В этом же ключе гордость Сургута – окружной Центр артроскопии и эндопротезирования на базе Сургутской клинической травматологической больницы. Там проводятся сложнейшие операции на суставах без их вскрытия, с использованием микроинструмента, что одновременно повышает эффективность вмешательств и делает их минимально травматичными.

«НиК»: В связи с этим очень актуальна тема строительства перинатального центра.

– Мы уже подошли к тому, что необходимо расширяться, поэтому принято решение о создании перинатального центра. Он охватит не только вопросы ведения беременности, родовспоможения и выхаживания сложных малышей, но и станет региональным научным центром. У этого проекта очень высокий научный потенциал.

Но вернемся к теме комфортной городской среды. В Сургуте реализуется пилотный проект доступных медицинских учреждений, где можно получить базовую медпомощь. Мы пошли по пути, когда кроме строительства районных поликлинических учреждений, создание которых дольше и затратнее, стали выделять на первых этажах многоквартирных домов, в том числе на стадии застройки, площади для врачей общей практики. Это позволит людям получать терапевтическую, амбулаторную помощь в шаговой доступности от дома. И этот опыт оказался среди сургутян очень востребованным.

«НиК»: Как Вы лично оцениваете перспективы от внедрения «экономики комфорта» в рамках Сургута?

– Во-первых, в благоустроенном, оснащенном и безопасном городе хочется жить. В комфортной городской среде люди будут иметь стимулы к общению, развитию и обучению, будут проникаться атмосферой благополучия и сами начнут прикладывать усилия для развития города. Это не я придумал, это психология. Я вижу неравнодушие сургутян и уверен в них. Конечно, Сургут не Сочи, но здесь благоприятная городская среда может полностью нивелировать недостатки климата.

Во-вторых, на территории, где удобно и комфортно, жить стремятся, прежде всего, высококвалифицированные специалисты, хорошие работники, творческие люди. В итоге привлекательность Сургута как центра притяжения, как города, где хочется жить, станет инвестиционной привлекательностью, поскольку инвесторы очень хорошо осознают ценность качественного человеческого капитала. Таким образом, следуя принципам «экономики комфорта» – образование, здравоохранение, городская среда, – мы обеспечиваем Сургуту перспективное развитие на долгие годы вперед.

Екатерина Красовская

"