Posted 11 декабря 2019,, 09:31

Published 11 декабря 2019,, 09:31

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Антон Рубцов: У нас есть инструменты, чтобы создать в России инвестиционный рай для нефтехимии

11 декабря 2019, 09:31
«Когда скептики говорят, что демпфер не работает, мы берем статистику и видим, что это не так», — подчеркнул Рубцов

Директор Департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов на VIII нефтегазовом форуме Refinitiv подвел итоги года и рассказал «НиК» о демпфере, влиянии «дизельгейта» и поддержке нефтехимии.

В своем выступлении Антон Рубцов предварительно оценил объем переработки на российских НПЗ по итогам 2019 года в 285 млн т, что несколько ниже предыдущего года и прежде всего связано с нестабильной работой Антипинского НПЗ, но в 2020 году стоит ожидать восстановления объемов переработки. Объем производства бензинов 5 класса составит 39,2 млн т, при этом отмечается падение спроса в этом сегменте. Дизельных топлив 5 класса произведено 71,3 млн т, при этом отгрузки на внутренний рынок растут, что связано с постепенным вытеснением с рынка суррогатных топлив и замещением этих объемов «классовым» топливом.

Антон Рубцов отметил благоприятную ситуацию, сложившуюся в розничном сегменте, но подчеркнул, что для российских НПЗ ситуация оказалась не слишком благоприятной. Так, при розничной реализации бензина отмечается рекордно высокая доходность — 11,2 руб./л.

А вот для НПЗ текущий год обернулся недополученной доходностью в размере 6,7 руб./л, что вызвано внешней конъюнктурой, а также налоговой политикой: в цене литра топлива на российском рынке акцизная политика и косвенные налоги составляют около 40%.

В то же время, введение обратного акциза и демпфера позволило стабилизировать ситуацию: «Когда скептики говорят, что демпфер не работает, мы берем статистику и видим, что это не так. Рост производства обеспечен, а спрос на рынке бензина слабый, — отметил Рубцов. — В настоящее время разрабатывается механизм инвестиционных соглашений с перерабатывающими компаниями, который должен простимулировать дальнейшую модернизацию, в том числе, и проекты по увеличению производства зимнего ДТ, через надбавку к обратному акцизу».

«НиК»: Можно ли рассматривать демпфер как стандартный механизм ценового регулирования, который станет одним из постоянных элементов налоговой политики? Можно ли примерно спрогнозировать, как долго он проживет и какие формы может принять в будущем?

— Мы всегда позиционировали демпфер как системную меру, которая приходит на замену экспортным пошлинам в период, когда необходимо сглаживать влияние колебаний экспортного рынка на внутрироссийский рынок. Полагаю, что этот инструмент пришел всерьез и надолго, потому что потребитель больше заинтересован в стабильности цены, нежели в ее волатильности. В наших условиях демпфер постепенно превращается из инструмента поддержки НПЗ в элемент акцизной политики, обеспечивая стабильность как при росте цен, так и при их падении. Насколько он будет масштабным, зависит от внешней конъюнктуры. Он достаточно хорошо работает после тех корректировок, которые были сделаны. Мы продолжаем мониторить его работу и считаем, что он показал свою эффективность и пока в дополнительных корректировках не нуждается.

«НиК»: Согласно статистике Минэнерго видно, что в России растут объемы производства дизельного топлива, ряд заводов при проведении модернизации делает особый акцент на развитие именно производства ДТ, который в том числе крайне привлекателен для экспорта. Как внешние факторы в виде «дизельгейта» и возможного падения спроса на дизель в Европе повлияют на ситуацию в переработке и на внутреннем рынке?

— У нас ни один налоговый инструмент не является стимулом производства какого-то одного продукта — например, дизеля вместо бензина или керосина.

Система сформирована таким образом, чтобы компании инвестировали прежде всего в углубление переработки для того, чтобы производить более конкурентную корзину нефтепродуктов, создающую более высокую стоимость.

Рынок дизельного топлива весьма емкий, мы уже являемся на нем серьезным игроком и развиваем свое присутствие на европейском рынке. С другой стороны, хотя введение требований МАРПОЛ-2020 имеет негативные последствия для российской переработки с точки зрения производства мазута, но зато оказывает поддержку рынку дистиллятов и дизельного топлива. Эти факторы будут балансировать ситуацию в тот период, когда наши заводы проводят программы модернизации, а в дальнейшем мы ожидаем и роста спроса на дизель на внутреннем рынке.

«НиК»: С поддержкой нефтепереработки в целом ситуация ясна. А как поддерживается отечественная нефтегазохимия?

— В направлении поддержки нефтехимии мы, как вы знаете, проделали большую работу: разработана дорожная карта комплексной поддержки отрасли, подготовлены предложения по введению обратного акциза на СУГ и этан, причем мы готовы были к реализации этих мер уже в апреле этого года, но все затянулось. В целом же ситуация с разным льготированием сырья является ненормальной: прямогонный бензин и нафта поддерживаются за счет обратного акциза, но это не касается СУГ и этана, что неправильно с точки зрения с точки зрения конкуренции между разными компаниями-производителями и видами сырья. Нужно не только простимулировать развитие производства нефтехимического сырья, но и значительно ускориться. Мы уже отстаем по темпам развития нефтехимического сектора, наша доля на мировом рынке составляет всего 2%.

В то же время есть целый ряд положительных факторов: наличие проектов, достаточно дешевого сырья, поддержка валютного курса — все эти факторы можно использовать, чтобы уже сегодня создавать в России инвестиционный рай для нефтехимии.

И если подойти к вопросу прагматично, как подходит инвестор (а государство в данном случае как раз является инвестором), у нас есть достаточно нефтегазовых доходов, чтобы поддержать нефтехимическую отрасль, потому что в перспективе от нее можно с уверенностью ожидать колоссальную отдачу и серьезный мультипликативный эффект.

Беседовал Владимир Бобылев

"