Posted 10 октября 2019, 14:56
Published 10 октября 2019, 14:56
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
Директор Департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов в кулуарах XII Международной конференции «Argus Рынок нефтепродуктов 2019. Россия и СНГ» прокомментировал «Нефти и Капиталу» ряд актуальных тем развитию внутреннего рынка топлива и борьбе с суррогатом.
«НиК»: Какие предпринимаются меры по борьбе с суррогатным топливом и насколько они эффективны?
— Наша цель — создать такие условия, чтобы сам рынок улучшал ситуацию за счет предложения качественного топлива. Что касается бензина, то объемы суррогата здесь относительно невелики, сейчас сформированы такие условия, что заниматься этим невыгодно, а объемы производства товарного высококачественного бензина пятого класса более чем достаточны. Продолжается модернизация заводов.
Соответственно, отрасль будет готова закрывать выпадающие объемы суррогатного бензина качественным продуктом.
Поэтому можно сказать, что сегодня в целом по бензинам суррогаты и недоливы остались за пределами регулирования из-за сложившейся в прошлом году ценовой ситуации.
Что касается суррогатов дизтоплива, то уже существующие налоговые меры (акцизы на средние дистилляты), а также новые налоговые меры в отношении темных нефтепродуктов и инструменты вычета для товарных продуктов, которые заработают с апреля 2020 года, приведут к тому, что ряд продуктов — например, какой-нибудь тяжелый дистиллят газового конденсата — перестанет быть экономически эффективным и будет уходить с рынка.
В настоящее время на ряде НПЗ строятся установки депарафинизации. Я думаю, что необходимо ставить вопрос о том, чтобы эти установки попадали в соглашения, заключаемые с НПЗ, поскольку сейчас стоит важная задача — иметь больше технических возможностей для производства зимнего дизеля.
Кроме того, надо обсуждать введение дифференцированного акциза на зимнее и летнее дизельное топливо, чтобы в летней период или в межсезонье вырабатывалось больше соответствующего сезону продукта.
В целом же мощности для производства товарного дизеля пятого класса в необходимом для внутреннего рынка количестве достаточны, о чем свидетельствует его экспорт.
«НиК»: Будет ли происходить замещение выпадающих объемов суррогата соответствующими объемами качественного топлива?
— По разным оценкам, сейчас на рынке реализуется порядка 6-9 млн всего суррогатного среднего дистиллята. Объемы суррогатного бензина составляют до 1 млн тонн. Проблема в том, что в условиях низкой маржинальности в рознице создается стимул (в основном, это касается независимых НПЗ и сетей АЗС) что-то подмешивать, недоливать и т. д. Когда маржинальность будет расти или поддерживаться на существующем уровне, появится стимул развития бизнеса в рамках конкуренции и установленных норм и правил по качеству.
«НиК»: Уже не первый месяц экспортный netback выше внутрироссийской биржевой и внебиржевой биржевой цены. Нет ли риска, что в условиях слабого (во всяком случае, не растущего) внутреннего спроса существенные объемы нефтепродуктов будут перенаправлены переработчиками на экспорт, что уменьшит предложение на внутреннем рынке и потенциально дестабилизирует ценовую ситуацию?
— Однозначный ответ — нет. Над этим постоянно идет работа, созданы соответствующие инструменты, есть требования по нормативам объемам реализации нефтепродуктов на бирже для доминирующих компаний и всех, кто получает обратный акциз. Регулярная работа в Штабе Минэнерго и Биржевом комитете ФАС позволяет постоянно мониторить ситуацию. Мы ежемесячно формируем балансы, смотрим производство и потребление товарного бензина и дизеля, учитываем планы и настроения компаний. Например, в ходе работы Штаба становится ясно, что все прекрасно понимают приоритет внутреннего рынка. Кроме того, помогает демпфер.
«НиК»: Какова позиция Минэнерго по вопросу увеличения нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, указанных в совместном приказе ФАС и Минэнерго?
— Эта тема обсуждается Минэнерго и ФАС. На сегодняшний момент проделана большая работа, выявлены и плюсы, и минусы такого повышения, есть границы. ФАС готов повышать нормативы продаж на бирже, несмотря на сложности с отдельными компаниями, и в целом это действительно дополнительная страховка для рынка. Внутри Минэнерго России однозначного мнения нет.
Против обязательного повышения говорит хотя бы такой аргумент: у нас растет объем производства.
Независимый сегмент рынка после прошлогодней истории с ростом цен только уменьшился. Он восстанавливается, но пока не растет. В связи с эти возникает вопрос: хотим ли мы, чтобы ситуацией воспользовались трейдеры и еще больше упал дисконт по бензинам? Я считаю, что с повышением норматива, во всяком случае, по бензину, возможно, стоит подождать. По дизелю определенное повышение возможно.
Текст: Екатерина Дейнего, Владимир Бобылев