Босфорский дублер

Босфорский дублер
Мнение

31 мая, 11:14
Вячеслав Мищенко
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
В случае успешного строительства обводного канала, дублирующего выход в Средиземное море, вопросы навигации в регионе будет решать одна Турция

В субботу 29 мая, в 568-ю годовщину падения (взятия) величайшего города всех времен и народов Константинополя (ныне Стамбула), президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о начале строительства турецкого мегапроекта — судоходного канала «Стамбул». Уж кто-кто, а турецкий лидер не отказывает себе в удовольствии использовать значимые исторические даты для эффектных заявлений и поступков. Так получилось и в этот раз — не секрет, что строительство нового канала из Черного моря в обход существующих проливов имеет огромное стратегическое значение для всех причерноморских государств, а также примыкающих к ним стран так называемой «Каспийской пятерки». Причем речь идет о логистическом маршруте мирового значения, поскольку это в том числе и основная артерия для экспорта нефти на средиземноморском направлении из нефтедобывающих стран бывшего СССР.

Исторически так сложилось, что за право беспрепятственно проводить свои военные и торговые суда через черноморские проливы Россия вела ожесточенные войны, пока не добилась свободной навигации в этом регионе. Да и в настоящее время Босфор имеет очень большое значение для поддержания стратегического военного паритета в Средиземном море, включая операцию в Сирии.

И если на текущий момент статус проливов определяет международная Конвенция Монтрё, существующая с 1936 года, то в случае успешной реализации строительства обводного канала вопросы навигации в этом ключевом регионе уйдут исключительно под турецкую юрисдикцию.

Что это будет означать для стран черноморского и каспийского бассейна — большой вопрос. С одной стороны, ухудшающиеся условия навигации в Босфоре и недавний инцидент в Суэцком канале объективно требуют диверсификации логистических маршрутов, но с другой стороны, «национализация» логистического маршрута в Средиземное море ничего хорошего не предвещает, учитывая очень тревожную тенденцию с более чем прохладным отношением к международным соглашениям и нормам. В нынешнем состоянии международной политики любая попытка сдвинуть баланс сил в ту или иную сторону может привести к серьезному конфликту и новому витку противостояния. Вопрос свободы выхода из Черного моря в текущей повестке может стать серьезным триггером не только в региональном, но и в международном конфликте. В этой связи уже сама дата заявления о начале строительства стамбульского канала выглядит как очередная провокация со стороны турецкого лидера.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter