Суэцкий прецедент

Суэцкий прецедент
Мнение

29 марта , 14:16
Вячеслав Мищенко
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Стратегическую привлекательность Северного морского пути доказал контейнеровоз Ever Given

Без преувеличения можно сказать, что самой обсуждаемой новостью на прошедшей неделе стала ситуация с перекрытием Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given. Мировые и отечественные СМИ продолжают пристально следить за ситуацией.

В связи с этим удивление вызывает даже не тот факт, что ключевая водная логистическая артерия оказалась неожиданно и надолго заблокирована (техногенные катастрофы случаются достаточно часто), а то, что мировое сообщество и, в частности, грузоотправители и судовладельцы, равно как администрация Суэцкого канала и власти Египта оказались абсолютно не готовы к подобной ситуации. Казалось бы, все эти субъекты международной деятельности должны были быть готовы к любой внештатной ситуации, связанной с такого рода происшествиями, тем более, если речь идет о таком важном глобальном транспортном объекте как Суэцкий канал. В современном мире существует масса технологий и методик, позволяющих просчитывать подобные риски и либо предотвращать их, либо через регулярные учения различных технических служб по отработке различных внештатных ситуаций сводить к минимуму время на решение.

Но, судя по продолжительности кризиса, никакого отработанного плана действий не существовало.

Банальная посадка на мель контейнеровоза в русле канала вызвала мировой ажиотаж, сопоставимый с началом боевых действий в каком-нибудь нефтедобывающем регионе: ставки фрахта и цены на нефть поползли вверх, раскручивая волатильность, а вместе с тем и нервозность и без того чувствительного рынка, уставшего от затянувшейся пандемии и повсеместных локдаунов. Как тут не вспомнить знаменитое черонмырдинское — «такого не было никогда и вот опять…».

Конечно же, текущий кризис в Суэцком канале в ближайшем будущем станет предметом изучения и анализа со стороны грузоотправителей и судовладельцев, но уже сейчас напрашивается простой вывод о необходимости диверсификации мировых логистических маршрутов и «расшивке» узких транспортных горлышек, каковым долгое время является Суэц. И на фоне происходящего очень актуальным выглядит ускоренное развитие проекта Севморпути, и здесь важно не упустить момент: необходимо актуализировать переговоры с потенциальными партнерами и сделать российский маршрут экономически привлекательной альтернативой. Стратегическую привлекательность СМП уже доказал контейнеровоз Ever Given.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter