Posted 26 апреля 2022,, 08:18

Published 26 апреля 2022,, 08:18

Modified 17 сентября 2022,, 07:27

Updated 17 сентября 2022,, 07:27

Российская нефть: Destination Unknown

26 апреля 2022, 08:18
Хотелось бы увидеть системный подход со стороны отечественных экспортеров, тем более что европейское эмбарго на импорт нефти из России может стать реальностью уже в конце мая.

Несмотря на ужесточение санкционной риторики со стороны западных политиков, российская нефть постепенно возвращается в Европу после падения отгрузок (в первую очередь из северо-западных терминалов).

По данным западных источников российские объемы отгружаются на танкеры, которые отправляются в «неизвестное место назначения» (destination unknown), а международные нефтетрейдеры активно покупают эти партии.

По данным TankerTrackers.com, в течение апреля из России ежедневно вывозилось в среднем 1,6 млн баррелей нефти «в неизвестном направлении».

По данным американского издания The Wall Street Journal, практика отгрузок российской нефти в танкеры без запланированного маршрута существенно выросла: в апреле было загружено более 11,1 млн баррелей нефти по сравнению с почти нулевым показателем до начала текущих событий.

Несмотря на отсутствие официальных санкций со стороны ЕС, запрещающих импорт российской нефти, европейские (международные) нефтетрейдеры в марте отказывались от сделок, опасаясь возможного наказания со стороны западных регуляторов. Но увеличение скидки на российский экспортный сорт Urals сделало российскую нефть слишком привлекательной для трейдеров, чтобы продолжать санкционную политику.

Использование термина «destination unknown» означает, что нефть из пункта отгрузки доставляется на более крупные суда в море и смешивается с нефтью из других пунктов назначения, что по факту меняет состав нефти и выводит ее из-под санкций. Так, недавно стало известно, что европейские трейдеры начали торговать нефтью с экзотическим для этого рынка названием «латвийская смесь».

Сложно предположить, как долго будет существовать такая практика по отгрузкам нефти в неизвестном направлении из российских портов, учитывая тот факт, что власти Евросоюза и первые лица отдельных европейских стран публично заявляют о готовности ввести полное эмбарго на импорт российской нефти.

Но цены на энергоносители в Европе находятся на максимальных значениях, российская же нефть продается с дисконтом в $30-35 по отношению к маркерной североморской корзине Brent.

Растущие объемы поставок российской нефти по неизвестным направлениям с большим дисконтом к маркерной цене — это только лишь один пример «ответа» нефтяного рынка на уже введенные и планируемые санкции. Такова природа международной торговли, и она не меняется веками. Другой вопрос, является ли это решением вопроса преодоления эмбарго? Частично да, но это всего лишь торговая уловка, а хотелось бы увидеть системный подход со стороны отечественных экспортеров, тем более что европейское эмбарго на импорт нефти из России может стать реальностью уже в конце мая.

"