Posted 18 апреля 2022,, 06:10

Published 18 апреля 2022,, 06:10

Modified 17 сентября 2022,, 07:27

Updated 17 сентября 2022,, 07:27

Президентские поручения по ТЭК

18 апреля 2022, 06:10
Дело не столько в актуальности, сколько в своевременности принятия тех или иных решений по ТЭК, которые оформлены поручениями президента РФ

На прошедшей неделе Владимир Путин провел совещание о текущей ситуации в нефтегазовом секторе. По результатам совещания были сделаны следующие поручения:

  • Расширить программу газификации регионов России;
  • Включить газопроводы Сахалин-Владивосток и «Сила Сибири» в единую систему газоснабжения;
  • Предусмотреть создание новых нефте- и газопроводов с месторождений Западной и Восточной Сибири. В качестве перспективных рынков рассмотреть Африку, Азию и Латинскую Америку;
  • Перейти до конца года от иностранных к отечественным системам стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности;
  • Сформировать пакет заказов на создание технологичной продукции для нефтегазовой отрасли, которая нуждается в импортозамещении, консолидировать ресурсы в этой сфере;
  • Ускорить реализацию инфраструктурных проектов, в том числе трубопроводных, чтобы перенаправить поставки ресурсов на новые рынки;
  • Обеспечить приемлемые цены на нефтепродукты внутри России, в том числе для автовладельцев и аграриев;
  • Наметить реперные точки развития российского ТЭКа, скорректировав ранее принятые решения;
  • Разработать к 1 июня проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной инфраструктуры России;
  • Продлить горизонт энергетической стратегии России до 2050 года и утвердить документ до 15 сентября.

Несомненно, все вышеперечисленные пункты президентских поручений являются ключевыми для развития нефтегазовой отрасли — тем более в текущем геополитическом контексте, — и с этим сложно поспорить.

Однако дело не столько в актуальности, сколько в своевременности принятия тех или иных решений. А точнее, в определенном отставании во времени и, как результат, потере темпа.

Если по некоторым пунктам вышеуказанных поручений велась системная работа, и уже создан задел, на котором можно развивать данное направление, то по другим пунктам работа если и шла, то очень низкими темпами и без должного понимания целей. Да и риски и угрозы вряд ли были проанализированы и оценены должным образом.

Так, например, программа газификации российских регионов хоть и теряла местами темпы, но велась системно, и поэтому можно с большой долей уверенности утверждать, что конкретное поручение главы государства придаст серьезный импульс этой программе, а результаты будут видны уже в текущем году.

Тему импортозамещения тоже можно отметить системным подходом и, несмотря на все сложности и изъяны, прогресс в этой области обязательно будет достигнут, пусть и с отставанием по времени.

Но есть ряд вопросов, по которым хоть и велась внутриотраслевая дискуссия и выдвигались различные инициативы, но никакого консенсуса достигнуто не было, а работа велась от импульса к импульсу, без системной основы.

Например, вопросы перехода от иностранных к отечественным системам стандартизации и сертификации в нефтегазовой отрасли хоть и обсуждались в отрасли регулярно, и даже была создана внутриотраслевая платформа, но не все корпорации включились в работу, предпочитая решать назревающие проблемы самостоятельно.

Внутриотраслевая координация и консенсус в меньшей степени коснулись и вопросов ценообразования как на внутреннем, так и на экспортном рынках. Компании предпочитали продолжать работать с привычными ценовыми ориентирами, которые формируются за пределами Российской Федерации. До текущих событий никто всерьез не воспринимал сценарий введения жестких санкций и не верил в односторонние изменения правил со стороны торговых партнеров. Увы, такой сценарий сейчас реализуется прямо на наших глазах, и кризис еще даже не вошел в свою главную фазу. Поэтому жизненно важно для отрасли в срочном порядке преодолеть разногласия и инерцию и наверстать упущенное.