Posted 4 апреля 2022, 09:03
Published 4 апреля 2022, 09:03
Modified 17 сентября 2022, 07:23
Updated 17 сентября 2022, 07:23
Согласно недавнему отчету Минфина России, средняя цена российского эталонного сорта Urals в марте 2022 года составила $89,05 за баррель, в то время как средняя стоимость эталонной марки Brent в марте 2022 года достигла отметки в $112,5 за баррель (по данным агентства Bloomberg). Несложные расчеты дают уровень скидки на российский сорт Urals в размере 20%. А еще месяц назад, в феврале текущего года средняя скидка к фьючерсам Brent составляла около 5%.
В абсолютных значениях в марте 2022 года российские партии Urals торговались на западном направлении со скидками до $31 за баррель, в то же время российская нефть поставлялась в Индию уже с 35-долларовой скидкой.
А ведь еще совсем недавно, в январе текущего года партии Urals по 80 тыс. — 100 тыс. тонн торговались в Средиземном море с премией $0,65 за баррель к эталонной марке Brent.
В чем же причина такого резкого падения стоимости российской нефти? Конечно, учитывая нарастающий негативный информационный фон, первое, что приходит в голову, — в падении цен на Urals виноваты западные санкции и эмбарго на поставки российской нефти на мировой рынок. Но даже самый поверхностный анализ ситуации показывает, что официального эмбарго на экспорт нефти из России никто из категории «недружественных стран» еще не вводил и все экспортные маршруты открыты. Тогда откуда эти максимальные скидки? Без всяких сомнений, российские продавцы нефти имеют дело с хорошо скоординированными действиями «западных партнеров».
Несмотря на отсутствие официального запрета на сделки с российской нефтью на северо-западном направлении отечественные экспортеры столкнулись с рядом технических проблем при продаже морских партий: нет свободных фрахтовых позиций, западные страховщики отказываются страховать грузы, торговые площадки в нарушение своих же правил «подсвечивают» российскую нефть и разрешают участникам сделки отказываться от приобретения уже купленной партии без негативных последствий для себя и так далее.
И тогда в сложной ситуации «на помощь» приходят все те же «партнеры» — крупные международные торговые компании — и предлагают свои услуги, но с хорошим дисконтом (за высокий риск!).
При этом международные трейдеры все-таки находят возможность подогнать нефтяной танкер в российский порт, застраховать груз, обеспечить денежные транзакции и так далее. Как говорится, любые услуги, но за ваши деньги.
Интересная деталь: на фоне таких беспрецедентных скидок на российскую нефть наш партнер по сделке ОПЕК+ Саудовская Аравия подняла в апреле цены на все сорта нефти для покупателей из всех регионов. Цена основного поставляемого в Азию сорта Arab Light увеличится на $2,15 за баррель, в результате чего он будет стоить на $4,95 больше, чем корзина нефти Омана и Дубая.
Еще раз отметим, что санкции санкциями, но официального эмбарго на экспорт российской нефти нет. А в корне всей проблемы лежит тотальная зависимость российской нефтяной отрасли от западных механизмов ценообразования и условий торговых контрактов, да и серьезного присутствия на мировых торговых хабах у нас не было создано за все годы «свободного рынка». В сложившейся ситуации у российских компаний нет никакой альтернативы, как только следовать за рыночными манипуляциями с политической подоплекой. К примеру, та же Саудовская Аравия уже не одно десятилетие просто назначает цену своей нефти на государственном уровне — почему-то они так могут…