Posted 13 декабря 2018,, 14:35

Published 13 декабря 2018,, 14:35

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Ольга Белоглазова: Нефтесервисному рынку надо искать новые пути развития

13 декабря 2018, 14:35
Один из способов адаптации отрасли к изменившейся ситуации – локализация производства

Несмотря на постепенное восстановление мирового нефтесервисного рынка после обвала нефтяных котировок в 2014 г., финансовые показатели отрасли по-прежнему ниже докризисного уровня. Маржа ведущих мировых сервисных компаний в 2018 г. составила около 16% против 20% в 2014 г. При этом существенно увеличилась их долговая нагрузка: чистый долг к величине EBITDA вырос с 0,9 до 4,5.

В случившейся ситуации участникам рынка пришлось пересматривать свои стратегии и искать «обходные» пути дальнейшего развития.

Большинство компаний сфокусировались на повышении внутренней операционной эффективности.

Кроме политики оптимизации издержек, некоторые диверсифицированные в сервисных сегментах компании, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в снижении цен на свои услуги и увеличить собственную выручку и рыночную долю, нацелились на развитие сервиса в формате end-to-end (полного производственного цикла).

Среди таких примеров показательны сделки по слиянию компаний Schlumberger и Cameron International, а также Baker Hughes и нефтегазового подразделения General Electric.

Самым неординарным решением стал уход от привычных бизнес-моделей и поиск других рыночных ниш. Так, одна из голландских геоинжиниринговых компаний занялась атомной и ветровой энергетикой, а также железнодорожным бизнесом.

Российский рынок нефтесервиса, около 70% которого приходится на бурение и ремонт скважин, зависит не столько от цены на нефть, сколько от объемов ее добычи, которая продолжает расти. Так, за 9 месяцев 2018 г. добыча в России увеличилась примерно на 1%, а эксплуатационная проходка – более чем на 2,5%. При этом инвестиции ключевых ВИНК в сегмент upstream в рублевом эквиваленте с 2014 г. выросли примерно на 75%.

Примечательно, что наряду с количественным ростом эксплуатационного бурения растет и технологичность проходки: с 2014 г. доля горизонтального бурения с 30% к настоящему времени выросла до 40%.

Тем не менее на российском сервисном рынке по-прежнему есть проблемы, многие из которых сохраняются годами. Кроме того, для новых условий бизнеса характерны ценовая нестабильность и рост роли заказчика. В этой ситуации на рынке превалируют краткосрочные контракты, что мешает компаниям проводить эффективную экономическую политику.

Хотя в условиях кризиса отечественные игроки получили возможность отвоевать у иностранцев значительную долю рынка, этого не произошло. С восстановлением рынка конкуренция еще более обостряется, что особенно критично с учетом сохраняющегося технологического отставания российских компаний. Возраст парка российских буровых установок превышает 20 лет при нормативном 25-летнем сроке службы.

Положение усугубляется тем, что на рынке сохраняется дефицит механизмов долгосрочного финансирования и растет дебиторская задолженность.

Сроки оплаты услуг на рынке в среднем варьируются в диапазоне от 90 до 120 дней.

Одним из способов адаптации отрасли к изменению рыночной ситуации является политика локализации, преследующая широкий диапазон целей – от расширения рынка труда и трансфера технологий до диверсификации национальной экономики. Пионером такой политики стала Норвегия, которая после открытия в 1970-х годах крупных месторождений в Северном море начала развивать производство оборудования для шельфа, внеся соответствующие изменения в законодательство. Благодаря этому сегодня норвежские компании являются признанными мировыми лидерами в производстве шельфового оборудования, в том числе подводного, составляющего около трети общего экспорта страны.

Политика импортозамещения, проводимая в России с 2014 г., положила начало диверсификации национальной экономики, однако в сфере ТЭК этот процесс идет медленнее, чем в других областях.

В частности, в области нефтегазового оборудования доля отечественной продукции составляет около 48%. Локализация в нефтесервисной отрасли может стать еще одним важным шагом на этом пути.

"