Битва за рентабельность

Битва за рентабельность
Мнение

20 июля, 14:55
Михаил Колесников
Основатель бренда безоператорных мини АЗС и топливораздаточных колонок Benza
В ближайшее время сети АЗС будут стремиться компенсировать рентабельность всеми возможными способами

Топливный рынок России переживает сегодня не лучшие времена. Инфраструктура АЗС требует постоянного обновления, а прибыль от продажи бензина и дизтоплива в розницу становится все меньше и меньше. Около 50% рынка по количеству реализуемого топлива по-прежнему занимают крупные нефтяные компании, однако и они начинают сокращать свои сети в отдаленных районах страны.

Тем временем цены на топливо бьют рекорды: биржевой территориальный индекс бензина марки «Регуляр-92» (Аи-92) по итогам торгов 19 июля вырос по данным СПбМТСБ на 0,7%, до 56,29 тыс. руб. за тонну и обновил исторический максимум.

Автоматизация и постепенный переход на электромобили создают новый образ заправок — с минимальным количеством персонала, но большой зоной отдыха для клиентов. Об основных трендах и перспективах рынка «НиК» рассказал основатель бренда безоператорных мини АЗС и топливораздаточных колонок Benza Михаил Колесников.

Структура рынка

Согласно отчету Росстата, в России в 2020 году насчитывалось около 29 тыс. АЗС. В это число входят и традиционные АЗС, и зарядные станции для электрокаров, а также АГЗС и АГНКС. Среди крупных розничных сетей тройка лидеров по количеству АЗС не меняется уже несколько лет. «Роснефть», по данным компании, владеет примерно 3 тыс. заправок. По информации сайта benzin-price, у компании ЛУКОЙЛ — 2,5 тыс. заправок, у «Газпромнефть» — 1,4 тыс. Всего вертикально интегрированным компаниям принадлежит около 7 тыс. заправок, более мелким операторам — порядка 15-16 тыс. В статистику Росстата также входят те АЗС, которые находятся на территории предприятий и обслуживают их нужды.

По проливу топлива распределение иное.

Около 60% проходит через АЗС крупных нефтяных компаний, остальное — через мелкие сети.

Данные статистики разнятся в зависимости от того, учитывают они АЗС на территории предприятий или нет.

Снижение привлекательности топливного бизнеса

Рынок АЗС в 90-х годах в России считался золотой жилой. С приходом новых технологий крупные компании начали строить большие многотопливные станции. Началось это с появлением компании BP, за ними подтянулся «Юкос». Клиенты стали отдавать предпочтение этим модернизированным АЗС. Рынок начал смещаться в сторону вертикально интегрированных компаний, которые могли себе позволить вкладывать средства в создание современной инфраструктуры.

Тем не менее, для нефтяных компаний топливный рынок и тогда не был центром прибыли. Они начали развивать розничные сети, чтобы сохранить и увеличить оптовые продажи. Рознице оставили небольшую маржу, чтобы поддержать ее существование, и даже готовы передавать их в аренду сторонним организациям. Рентабельность розничного бизнеса сегодня составляет в пределах 0-1,5 рубля на 1 л топлива, в то время как еще 2-3 года назад она составляла 4-5 рублей на 1 л.

Сейчас государство сдерживает розничные цены, и это создает условия для повышения оптовых. В 90–2000-е годы у независимых трейдеров дела шли неплохо. В течение последних трех лет ситуация ухудшилась. В условиях государственного сдерживания цен и олигопольной структуры рынка, где доминируют крупные и государственные компании, независимым ритейлерам выживать становится очень не просто. Приходится работать в ноль или даже доплачивать потребителю, работая с отрицательной маржинальностью, лишь бы не потерять клиентов.

Розничный топливный бизнес перестал быть привлекательным как для независимых игроков, так и для крупных компаний.

Некоторые крупные компании прекратили строить новые АЗС. Нефтяники не видят стратегического значения в расширении топливораздаточной сети.

В то же время сокращается и клиентская база. Из-за дороговизны топлива происходит отток клиентов, что тоже бьет по рынку, резко сокращая рентабельность.

Цены на бензин

По данным Росстата, рост цен на бензин в России в первой половине 2021 года составил 4,3%, немного превысив размер инфляции (3,77%). По данным ЦДУ ТЭК, средняя розничная цена на бензин сейчас составляет 45,7 руб./л на Аи-92 и 49,1 руб./л на Аи-95.

В течение года розничные цены не покажут большого прироста — он будет сравним с уровнем инфляции. Напомним, в России с 2019 года действует демпферный механизм. Он компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) разницу в цене на топливо, если цены на нефть на мировом рынке выше, чем в России. Если же цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет.

Перспективы рынка

Крупные нефтяные компании, столкнувшиеся с оттоком клиентов на собственных АЗС, не много потеряют, но в то же время сохранятся повышенные издержки на содержание сети АЗС. Она не приносит компаниям прибыль и сейчас является больше нагрузкой, чем интересным бизнесом. Поэтому они уже начали сокращать самые нерентабельные объекты в отдаленных регионах и в местах с небольшим траффиком.

На удаленных объектах с небольшим объемом потребления нет экономической целесообразности реконструировать устаревшие заправочные комплексы. Для этого нужны вложения, сопоставимые с постройкой новой АЗС, и заведомо известно, что они не будут возвращены. Как поставщики контейнерных и мобильных заправок, мы наблюдаем этот процесс в течение последних 2-3 лет.

В ближайшее время сети АЗС будут стремиться компенсировать рентабельность всеми возможными способами.

Магазины с сопутствующими товарами, кафе — сегодня это единственная возможность окупить затраты на содержание заправок.

Поэтому в экономически выгодных местах зоны торговли и общепита на АЗС будут разрастаться.

Еще один путь сокращения издержек для ритейлеров — автоматизация. Все больше АЗС будут переходить на самообслуживание. Крупные компании уже сейчас тестируют технологию распознавания лиц, чтобы в будущем создавать объекты без операторов. Доля таких объектов будет увеличиваться.

Еще один тренд, который негативно влияет на топливный рынок, — распространение электромобилей. Это серьезная и нерешаемая проблема. Если кто-то думает, что никто от топлива не откажется — это большое заблуждение. Последний год показал, насколько серьезно электромобили пришли на рынок. Никаких предпосылок, чтобы этот тренд остановился, нет. Производители Volvo и Audi уже анонсировали, что последние модели на бензиновом топливе будут выпущены в 2025 году.

По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка, но в ближайшее время все больше АЗС будут давать возможность не только залить топливо, но и подключиться к электрической инфраструктуре. Это еще одна предпосылка к тому, чтобы увеличивать зоны магазинов, кафе, ресторанов на территории АЗС. Электромобиль заправляется 10-30 минут, и клиентам надо где-то коротать время.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter