Posted 27 января 2021,, 09:04
Published 27 января 2021,, 09:04
Modified 15 сентября 2022,, 21:36
Updated 15 сентября 2022,, 21:36
Рынок «чёрного золота» корректируется после недавнего обновления 11-месячного максимума в районе $57,42. Игроки опасаются снижения спроса на углеводороды на фоне замедления темпов восстановления мировой экономики, несмотря на начало массовой вакцинации населения в ряде стран. На горизонте ближайших пяти лет формирование цены на нефть сопряжено несколькими факторами: спрос и предложение, ценообразование, зелёная энергетика и субсидирование.
В условиях прогнозируемого возвращения спроса в мировой экономике и слабого доллара ожидается относительно благоприятная конъюнктура цен на углеводороды. В частности, поддержку рынку окажет восстановление экономики Китая, который выступает основным потребителем сырьевых товаров. ОПЕК+ в своем отчете улучшил прогноз по спросу на весь 2021 г. В 4 квартале 2021 г. ежесуточное потребление нефти будет составлять 97,38 млн баррелей, что практически вплотную приближается к докризисным значениям.
Тем не менее, по моим оценкам темпы роста спроса на нефть в 2021 г. несколько завышены.
Проходящая вакцинация ещё не приостановила рост числа заболевших. Карантинные меры во многих европейских странах всё ещё действуют и только ужесточаются. Да, в основных странах, в которых ожидается ускоренное восстановление, таких как Китай и Индия, существуют точечные ограничения, но в остальном мире эпидемия не идёт на спад, а только нарастает. Текущие ограничения могут полностью поменять сознание некоторых людей, и они навсегда откажутся от работы из офиса, что в конечном итоге скажется на индустрии транспортировки, которая занимает до половины общемирового спроса на нефть. Учитывая перечисленные факторы, восстановление спроса на нефть затянется ещё на пару лет, и он может в конечном итоге не дотянуть до докризисного в том числе в связи с развитием «зелёных технологий».
Китай имеет наиболее важное значение для восстановления спроса. Доля Поднебесной в общемировом потреблении составляет около 13%. Стоит отметить скорость, с которой Китай справляется с инфекцией.
На наш взгляд, прогноз почти двукратного роста потребления нефти в Китае более чем оправдан.
Экономика Поднебесной выглядит здоровой, статистика сильная, с эпидемией власти справляется очень быстро. Последние статистические данные по Китаю выглядят оптимистично. В декабре темпы роста промышленного производства в Поднебесной оказались выше докризисных. ВВП также показывает хорошую динамику. Гораздо больше вопросов вызывают оценки роста восстановления спроса на нефть в остальном мире.
На мой взгляд, полного восстановления потребления стоит ожидать от быстро растущих азиатских экономик, потребление в остальном мире будет восстанавливаться дольше и, скорее всего, не дотянет до докризисных уровней из-за политики многих развитых экономик по декарбонизации и развитию зелёной энергетики.
Однако, несмотря на позитивные тренды, цены на нефть в 2021 году, полагаю, не смогут уйти выше $60 за баррель. Если это произойдёт, то, скорее, это будут спекулятивные покупки на фоне роста цен на фондовые индексы (цены на нефть цикличны и обычно сильно коррелируют с фондовым рынком). Цены на нефть двигаются в основном спросом на неё. Поэтому очень важно, чтобы вспышки заболеваемости в Китае и Индии были быстро локализованы и оперативно устранены.
Фундаментально обоснованной ценой на нефть Brent будет интервал от $45-60 баррель.
Что касается официальных оценок, то EIA в своем ежемесячном отчете полагает, что цены на нефть в следующие 2 года будут около $53 за баррель при условии исполнения сделки ОПЕК+ и отсутствия непредвиденных изменений со стороны предложения.
Развитие «зелёной» экономики также окажет существенное влияние спрос, а значит и на стоимость «чёрного золота». Президент США Джо Байден активно выступает за развитие зелёной энергетики. На предвыборном сайте демократической партии США было указано, что стремление к нулевым выбросам углекислого газа к 2050 г. будет являться главной задачей президента. Дональд Трамп занимал противоположную позицию. При нем нефтяная отрасль США получала субсидии, добыча росла очень быстрыми темпами. Нынешний президент в свою очередь хочет сократить субсидии нефтяной отрасли и категорически против роста добычи в США, поскольку она загрязняет почву, воду и атмосферу.
Наибольшее потребление углеводородов приходится на автомобильные перевозки (около 50%).
Доля автомобильных перевозок будет постепенно сокращаться в общем потреблении.
Последний отчет от Grand View Research показывает бурный рост числа автомобилей с электродвигателями. В 2020 г. число электрических автомобилей оценивается в 9,5 млн шт., а в 2028 г. их уже будет 157 млн шт. Рост более чем в 16,5 раз за 8 лет! К 2028 г. можно ожидать, что более 10% машин в мире будут электрическими. По моим оценкам, это может снизить общемировое потребление нефти на 5 млн б/с.
На наш взгляд, в краткосрочном периоде 2021 г. приход Байдена окажет позитивное влияние, поскольку отмена субсидий в нефтяной отрасли может быть утверждена очень быстро. Соответственно, это ударит по восстановлению производства в США. Без субсидий для многих сланцевых компаний разработка новых месторождений будет нерентабельна. В долгосрочной перспективе стимулирование «зелёной» энергетики задаст вектор снижения потребления нефти в США, что негативно скажется на ценах, стоимости компаний, объёме рынка.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что ситуация на рынке нефти сейчас очень близка к балансовой. Рынок нефти находится в дефиците, но повышенные коммерческие запасы компенсируют недопроизводство.
Дальнейший рост нефти будет спекулятивным и крупные производители скорее всего будут расходовать запасы.
Развитие зелёной энергетики в этом и следующем году не окажут существенное влияние на спрос нефти. Однако на горизонте 3-5 лет в странах ОСЭР произойдут изменения в спросе и потреблении жидких углеводородов.
Со стороны предложения будут отменены субсидии для нефтяной отрасли в США, что вызовет более медленные темпы восстановление добычи. В свою очередь, спрос будет снижен за счет перехода на электрические автомобили и за счет более совершенных технологий в нефтехимии и энергетике. Через 4-5 лет мир достигнет пика потребления жидких углеводородов, и мировое потребление будет падать.