Posted 22 апреля 2020, 14:12
Published 22 апреля 2020, 14:12
Modified 15 сентября 2022, 20:51
Updated 15 сентября 2022, 20:51
Промышленный сектор экономики наряду с крупными компаниями состоит из представителей малого и среднего бизнеса (МСП), и сегодня он также оказался в весьма непростой ситуации. С 2000 годов отечественные заводы стараются двигаться по пути импортозамещения. Однако процесс идет не быстрыми темпами, а ситуация с пандемией вскрыла неочевидные ранее проблемы, которые могут на долгие годы затормозить развитие таких отраслей, как металлургия, машиностроение, промышленная химия.
На сегодняшний день государство для защиты предприятий предусмотрело введение шестимесячного моратория на возбуждение дел о банкротстве. На этот же период приостанавливается исполнительное производство и начисление штрафов и пеней, а также будет упрощено заключение мировых соглашений по возникшим долгам. Предусмотрены и отсрочки по налогам, а с 1 апреля — двукратное снижение размера страховых взносов для субъектов МСП (с 30% до 15%, если заработная плата работника превышает величину МРОТ).
Ответственность за развитие региональных экономик переложена на власти субъектов, которые должны искать компромисс между ограничениями и развитием. Но нужно всерьез задуматься и оценить, способны ли субъекты решать вопросы бизнеса без участия государства? Какой уровень полномочий у региональных властей? Ответ очевиден: только государственное вмешательство и поддержка помогут российским заводам сохранить производства и остаться на пути импортозамещения.
Любое промышленное производство, независимо от отрасли, зарабатывает деньги на исполнении контрактов. В условиях распространения коронавирусной инфекции, когда закрываются границы между странами и ограничено передвижение между регионами, под угрозой существования оказались не только предприятия, производящие продукцию на основе импортного сырья, но и заводы-экспортеры.
Сегодня необходимо защитить исполнение контрактов и признать риски от пандемии чрезвычайной ситуацией.
Это позволит компаниям без потерь пересмотреть условия по уже заключенным договорам, сославшись на пункт о форс-мажорах.
Еще одной мерой поддержки может стать субсидирование части затрат по уже существующим контрактам на импорт. Договоры на поставку заключались задолго до начала эпидемии и обвала рубля. Оплата по ним происходит по факту поставок согласно курсу валют на указанную дату. Таким образом, одна и та же партия товаров, полученная в декабре и в апреле, имеет существенную разницу в стоимости. В условиях пандемии заводы не имеют возможность наращивать объемы производств, а заключение новых договоров еще более проблематично.
Мы уже можем спрогнозировать, что к концу первого полугодия 2020 года российские заводы снизят объемы производства примерно на 10%.
Субсидирование государством части затрат, связанных с обвалом национальной валюты, позволит предприятиям продолжить деятельность без угроз невыполнения договорных обязательств и возможных банкротств.
Ситуация серьезно ударила по производителям нефтегазового оборудования и нефтесервисным компаниям, ведь в данном случае эпидемия и падение цен на нефть связаны напрямую: цена на нефть — это баланс спроса и предложения, замедление экономики провоцирует снижение спроса, эффективность снижения уровня добычи как популярной меры поддержания нефтяных цен в данном случае под вопросом, т. к. спрос на нефть это не подстегнет, к тому же снизит доходы нефтяных компаний и поступления в бюджет страны. Нефтесервисные компании - это подрядчики, обслуживающие огромную отрасль, и если на данный момент мы видим кризис в отрасли, то страдают все, и остается только ждать восстановления экономики. В условиях пандемии часть производства остановилась, стоит транспорт, отменяют авиарейсы. Пути искусственного увеличения спроса вряд ли возможны, а вот путь естественного увеличения — это путь, на который наша страна встала несколько лет назад в условиях санкций: путь импортозамещения и самообеспечения, развития отечественного производства.
Крайне важно предусмотреть вопросы, связанные с логистикой и доступностью транспортных коридоров на территории РФ. Промышленные предприятия страны имеют широкую географию. Так, завод, производящий трубы для транспортировки нефти, может находиться на северо-западе страны, добыча вестись на Урале или в Сибири, а сопутствующие добыче продукты промышленной химии производиться в Подмосковье или Поволжье. Отсутствие доступных транспортных коридоров в условиях коронавируса приведет к финансовым потерям всех участников цепочки. Следует для снижения издержек компании и ввиду снижения объемов транспортировки временно приостановить взимание платы с грузовиков, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн.
Кроме того, региональные власти должны оказать поддержку предприятиям, в том числе финансовую, для обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты: масками и антибактериальными жидкостями. Вынужденные каникулы, которые продлятся до мая, уже затормозили развитие экономики до конца года. Если режим работы не восстановится до июня, то промышленность «придет в себя» не раньше лета 2021 года.
Особое внимание стоит обратить на меры поддержки в долгосрочной перспективе.
Российским компаниям нужно дать приоритет в тендерных закупках. Таким образом государство сможет гарантировать потребление объемов отечественных товаров. Именно огромное присутствие иностранных компаний, поставляющих продукцию для промышленных производств, сегодня стало тормозящим фактором на пути импортозамещения.
Кроме того, необходимо активно использовать возможности ГЧП (государственно-частное партнерство). Сегодня этот механизм наиболее развит в сфере строительства дорог и в коммунально-энергетической сфере.
Именно недостаток ГЧП, ориентированного на развитие промышленности, стоит на пути развития кластерной экономики.
Мы уже можем оценить первые потери в развитии промышленности страны от распространения коронавирусной инфекции. Задержки в исполнении контрактов достигнут полугода минимум. Компании понесут убытки, которые напрямую будут зависеть от валютных рисков, то есть потери будут расти прямо пропорционально падению российского рубля и росту иностранных валют.
При этом элитная промышленная химия может просто исчезнуть. Речь не только о продуктах, которые импортируются из стран Европы, но и о российских. Под ударом — производство специфических индустриальных лакокрасочных покрытий (ЛКМ-систем), смазочных жидкостей и поверхностно-активных добавок обезвоживания нефти (ПАВ). В ближайшие 2-3 месяца мы будем наблюдать падение рынка элитной нефтехимии примерно на 30%. Эта цифра соответствует проценту содержания незаменимых импортных компонентов. В этих условиях для переориентации собственных производств России потребуется порядка полугода, в течение которого ряд стратегически важных продуктов исчезнет.
В сложившийся ситуации поддержка государства — это единственный шанс не дать скатиться российской промышленности в прошлый век.