Posted 2 октября 2019, 07:52
Published 2 октября 2019, 07:52
Modified 15 сентября 2022, 20:24
Updated 15 сентября 2022, 20:24
Вопрос субсидирования модернизации нефтеперерабатывающей отрасли поднимается уже не в первый раз. Например, в 2014–2016 гг. для стимулирования реализации соглашений о модернизации, заключенных государством с нефтяными компаниями, предлагалось выплачивать фиксированные субсидии на единицу вводимых мощностей по углублению переработки. Это позволило бы снизить зависимость экономики новых проектов от рыночной конъюнктуры. В тот период маржа переработки резко снизилась после падения мировых цен на нефть, в результате чего строительство новых установок стало убыточным. Но решение о предоставлении субсидий так и не было принято; часть проектов, включенных в соглашения, была перенесена на более поздние сроки или отменена.
Согласно обновленным модернизационным планам компаний, в ближайшие 5–7 лет запланирован ввод 38–39 млн т углубляющих мощностей. Это приведет к росту выхода светлых нефтепродуктов до 78% с сегодняшних 63%.
Но окупаемость новых проектов в нефтепереработке по-прежнему находится под риском из-за высокой волатильности нефтяных котировок.
Чтобы не допустить повторения ситуации 2014–2016 гг., правительство предложило ввести дополнительный мультипликатор к отрицательному акцизу на нефть для НПЗ. Мультипликатор начинает действовать с момента вложения 10% от заявленных инвестиций, то есть позволит начать окупать проект уже на этапе строительства новых установок. Ввод коэффициента будет способствовать реализации не только заявленных проектов, но и тех, решение по которым еще не принято. В результате объем инвестиций в отрасль существенно вырастет и уже в 2020–2024 гг. их совокупный объем может превысить 1,3 трлн руб.
Таким образом, дополнительный мультипликатор к отрицательному акцизу станет привлекательным механизмом как для независимых НПЗ, так и для ВИНК, поскольку существенно увеличит эффективность новых проектов модернизации в нефтепереработке и позволит нарастить инвестиции в отрасль.
Тем не менее сохраняется вопрос источника финансирования субсидий.
В последнее время государство предоставляет субсидии только в обмен на рост НДПИ, несмотря на и без того высокую налоговую нагрузку на сегменты добычи компаний.
Очередное увеличение только усугубит ситуацию.
Кроме того, необходимо определиться с конечными целями государственного регулирования, чтобы не допустить переинвестирования в отрасль. Дополнительное стимулирование может привести к росту неэффективной переработки, требующей постоянных субсидий бюджета. Отрасли нужна полноценная стратегия развития, в которой были бы четко определены целевые ориентиры по объемам необходимой нефтепереработки в стране, выпуску нефтепродуктов и инвестициям.