Posted 24 июля 2018,, 07:00

Published 24 июля 2018,, 07:00

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Алексей Калачёв: Предлагаемый механизм гибких акцизов – не что иное, как «заплатка»

24 июля 2018, 07:00
Но стабильные налоговые системы редко нуждаются в «заплатках»

Предлагаемый правительством механизм гибких акцизов в нефтяной отрасли есть не что иное, как «заплатка», чтобы закрыть диспропорции рынка. Мне не удалось найти примеры использования возвратных (отрицательных) пошлин или плавающих акцизов в других странах. Стабильные налоговые системы редко нуждаются в «заплатках», а их параметры остаются неизменными годами и десятилетиями, что важно для экономики.

Предлагаемый механизм (в составе законопроекта о налоговом маневре – «НиК») призван решить следующие неотложные проблемы: закрыть диспропорции рынка, возникающие после обнуления внешнеторговых пошлин, обеспечить рентабельность НПЗ и сдержать цены на топливном рынке.

Скорее всего введение механизма возвратных и плавающих акцизов окажется временной мерой, действующей до тех пор, пока будет осуществляться контроль над розничными ценами на топливо. В конце концов от них откажутся по мере выравнивания внутренних и экспортных цен на сырье и нефтепродукты.

Законы и налоги лишь задают рамки, пространство между которыми заполняет рынок.

Но экономические реалии, как жидкость, постепенно принимают форму, задаваемую экономической политикой – гармоничную или уродливую. Чем реже меняются параметры и чем меньше в системе «заплаток», тем лучше для экономики.

К сожалению, вся система налогообложения нефтяной отрасли в РФ уже напоминает «лоскутное одеяло».

Есть НДПИ, обязательный для всех, но при этом существует большое количество исключений, льгот и особых коэффициентов, учитывающих состав и доступность месторождений и даже отдельные территории. Давно обсуждается переход от обложения объемов добычи (НДПИ) к обложению результата деятельности добывающих компаний (НДД). В итоге налог на добавленный доход будет вводиться, но частично и для «пилотных» проектов – вот еще «лоскутки» к «одеялу». Даже экспортные пошлины не одинаковы для всей нефти: они уже «нулевые» для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения на арктическом шельфе.

С завершением налогового маневра пошлина обнулится для всех, но сверху добавятся еще два «лоскута» – возвратные и плавающие акцизы.

Если не считать мини-НПЗ, которые обеспечивают около 5% нефтепереработки и которые после налогового маневра либо разорятся, либо уйдут «в тень», в стране имеется около четырех десятков НПЗ. Из них лишь один десяток не зависит от крупных ВИНК. В конце концов, для столь малого числа объектов регулирования можно установить разумные индивидуальные, но долговременные параметры акцизов, обеспечивающих рентабельность.

Конечно, государство рассчитывает выиграть на этом маневре: уже озвучивались цифры ожидаемой прибавки поступлений в бюджет. Однако вызывает сомнение, что можно подсчитать заранее, например, сумму, которая вернется через возвратные и плавающие акцизы.

Естественно, что рост доходов бюджета не возьмется из воздуха, он будет обеспечен ростом налоговой нагрузки на нефтяные компании и НПЗ, а впоследствии, если не будет контроля над ценообразованием, переложится на народное хозяйство и потребительский сектор за счет подорожания топлива и прочих нефтепродуктов.

Прим. «НиК»: 18 июля Госдума приняла во втором чтении целый набор ключевых налоговых законопроектов, среди которых законопроекты о завершении налогового маневра в нефтегазовой отрасли, предусматривающие постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 году при одновременном повышении НДПИ. Во втором чтении в проекты добавили поправки, которые должны компенсировать крупным нефтеперерабатывающим заводам часть потерь.

"