Posted 20 августа 2020,, 09:14

Published 20 августа 2020,, 09:14

Modified 15 сентября 2022,, 21:29

Updated 15 сентября 2022,, 21:29

Способ есть, но Минфин не согласится

20 августа 2020, 09:14
Ситуацию на рынке топлива могло бы улучшить смягчение демпферного механизма, но в условиях ограниченных бюджетных поступлений Минфин не согласится

Хотя стоимость автомобильного топлива на АЗС и растет, этот рост в среднем укладывается в заданные рамки, не превышая темпов инфляции. Этому способствуют и достаточность объемов производства, и высокая конкуренция (где она есть), и контроль ФАС, и неполное восстановление спроса, упавшего из-за пандемии. Опережающая динамика наблюдается в отдельных регионах и по отдельным видам топлива – АИ-95 и СУГ - из-за локально возникающих угроз дефицита. Темпы роста цены кажутся более высокими по сравнению с апрелем и маем, когда из-за падения спроса и избытка предложения цены снижались. Но по сравнению с началом года в целом по РФ они держатся в рамках официальной инфляции.

Более выражена динамика цен производителей, которые в апреле снижались более чем на 20% относительно начала года, а в июле поднялись по бензину на 25% по отношению к январю и примерно в полтора раза относительно апреля. Еще более энергичная, но такая же по вектору — динамика биржевых цен, на которые ориентируется оптовой рынок.

При этом цены netback продолжают оставаться ниже цены отсечения по демпфирующему механизму, усиливая фискальную нагрузку на производителей.

Провал цены в опте в конце весны и резкий рост летом отражает проблемы, созданные мерами борьбы с распространением COVID-19. Резко упавшие продажи заставляли оптовиков распродавать зависшие объемы, а производителей - сокращать переработку, выходя на профилактику и ремонт. Резкое восстановление спроса после отмены карантинных мероприятий создало угрозу образования дефицита, что и толкнуло цены вверх. Особенно это было заметно по АИ-95, который в какой-то день даже ненадолго исчезал на АЗС. Этого бензина производится меньше, чем АИ-92, и сокращение производства было более заметно. Динамика цен по АИ-92 более сглаженная. А ДТ, которого производится с большим избытком, подорожал меньше всего.

Что касается цен на СУГ, то здесь дополнительным фактором, способствующим снижению предложения и роста цены, стало ограничение нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+.

В принципе, сейчас ситуация по моторным топливам на бирже стабилизируется.Правда, цены все еще высоки, что критически снижает маржу в розничных продажах. Сильнее всего это бьет по независимым АЗС, в отличие от розницы ВИНКов, где могут эффективно перераспределять маржинальность между добычей, переработкой и розницей.

Улучшить ситуацию могло бы смягчение условий демпфирующего механизма в виде снижения расчетной цены ближе к уровню netback.

А также снижение ставок акцизов на моторные топлива, которые сейчас составляют 15%-20% розничной цены топлива. Однако, Минфин с этим не согласится: в условиях падения нефтегазовых доходов и роста расходов бюджета он будет крепко держаться за любые источники поступлений.

"