Posted 22 февраля 2019,, 09:10

Published 22 февраля 2019,, 09:10

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Александр Шкурин: Стабильность топливному рынку обеспечит конкуренция

22 февраля 2019, 09:10
Экономическая целесообразность и конкуренция способны предотвратить сезонные колебания топливного рынка

Одно из главных условий нормальной маржинальности нефтепереработки, которая позволит удовлетворить внутренний спрос на топливо, — это выравнивание затрат при поставках на внутренний рынок и на экспорт, то есть соблюдение равнодоходности.

Именно экономическая целесообразность и конкуренция (а не квазирыночные механизмы и ручное управление) способны обеспечить стабильность рынка и предотвратить существенные сезонные колебания.

Максимальная величина акциза на бензин и дизельное топливо для каждого нефтеперерабатывающего завода не должна превышать сумму транспортных издержек при поставках этой продукции на экспорт. При снижении экспортной пошлины, которое предусмотрено текущим вариантом налогового маневра, акциз также должен снижаться, а не расти, как это происходит сегодня.

Кроме того, право на определение величины акцизов необходимо перевести из федерального в региональное ведение. Региональные власти должны самостоятельно принимать решения о размере акциза, который не должен превышать максимальное значение, установленное федеральным центром, и контролировать исполнение этих решений.

Федеральные власти и Госдума не в состоянии оперативно откликаться на сезонные колебания цен, учитывать дисбалансы рынка и схемы снабжения конкретного региона. В случае локальных проблем именно региональные власти должны гибко реагировать на них, используя экономические стимулы для увеличения предложения на рынке, в том числе снижая акциз для работающих в регионе производителей.

Акциз, переведенный в региональный бюджет, должен стать гибким механизмом регулирования цен в каждом регионе, так же как это происходит, например, в США.

Предложенная некоторыми нефтяными компаниями идея переноса уплаты акциза с НПЗ на розницу видится вполне жизнеспособной и целесообразной при условии равнодоходности, децентрализации и регионального дифференцирования акциза на топливо. Существующая система онлайн-касс, операторов фискальных данных и сбора информации налоговыми органами упрощает контроль как розничных цен, так и реализуемых объемов топлива, обеспечивая собираемость налога и его администрирование. Перевод акцизов полностью в региональные бюджеты позволит исключить необходимость их распределения по субъектам из федерального бюджета и учитывать реальный баланс спроса-предложения в каждом отдельном регионе.

"