«ВОРОТА АРКТИКИ»
Новая страница в освоении Ямала
Добыча углеводородов сегодня – высокотехнологичный бизнес. «Легкой» нефти больше нет – месторождения центральных районов, Урало-Поволжья и Западной Сибири с относительно развитой инфраструктурой истощаются, и для роста отрасли нефтедобывающие компании вынуждены реализовывать комплексные upstream-проекты в сложных геологических, климатических и логистических условиях.
Одним из таких проектов, прорывом не только для от-
дельной компании или отрасли, но и для всей России является освоение Новопортовского месторождения. В суровых арктических условиях используются современные технологии и оборудование для добычи нефти и применяются уникальные решения для ее транспортировки. С 2016 года отгрузка нефти ведется через «Ворота Арктики» – единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом, позволяющий загружать черным золотом морские танкеры.
Upstream
Upstream – деятельность, включающая поиски и разведку на нефть и газ, бурение и добычу.
НЕФТЯНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ЯМАЛА
Итак, исходные условия. Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение находится недалеко от села Новый Порт на полуострове Ямал. До ближайшего крупного населенного пункта – города Надыма – 250 км, до Салехарда – 360 км. До Обской губы – 30 км. Толщина слоя вечной мерзлоты достигает 400 метров, годовой разброс температур – от +30 до -55 градусов, скорость ветра – до 40 м/с. Лето длится не более 3 месяцев, в это время тундра непроходима для автомобилей и связь можно держать только воздушным транспортом.
Долгая зима проходит в полутьме – в длинную полярную ночь солнце на полгода уходит за горизонт.

Месторождение открыто в 1964 году разведочной скважиной, которую пробурила одна из бригад треста «Ямалнефтегеология». К 1987 году число скважин достигло 117, но технологий для эффективной разработки сложных запасов, а главное – приемлемого решения по транспортировке нефти, подобрать так и не удалось. И лишь спустя почти полвека после открытия месторождения за проект взялись вновь.
Новопортовская свита
Новопортовская свита включает несколько нефтяных пластов, которые сложены морскими и прибрежными песчаниками, чередующимися с алевритами и глинами. Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов.
Толщина слоя вечной мерзлоты на Ямале достигает 400 метров – это соизмеримо с высотой делового комплекса «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге (462 м).
Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение является крупнейшим на полуострове Ямал и одним из крупнейших в ЯНАО. Извлекаемые запасы месторождения по категории C1 и С2 – более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа (с учетом палеозойских отложений).

В 2010 году «Газпром» передал лицензию на разработку Новопортовского месторождения компании «Газпром нефть». Оператором проекта является «Газпромнефть-Ямал».
Категория запасов C1
Категория C1 – запасы нефти или газа, наличие которых установлено в отдельных скважинах, и при этом имеются благоприятные промыслово-геологические данные по другим скважинам.
Категория запасов C2
Категория C2 – запасы нефти и газа, наличие которых предполагается по геолого-геофизическим данным в пределах известных газоносных районов. Запасы категории C2 относятся к предварительно оцененным и служат основанием для постановки разведочных работ на конкретном месторождении.








Новопортовская нефть (сорт так и называется – Novy Port) обладает высокими эксплуатационными характеристиками. Содержание серы в ней – 0,1% (Urals и нефть Ближнего Востока – около 2%, Brent – до 0,3%, WTI – до 0,23%). В плюсы идет и низкая обводненность нефти, и малое количество примесей. Такую нефть легко готовить для последующей переработки.
Нефть Novy Port

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КЛЮЧ К ОСВОЕНИЮ
Добыча нефти сегодня – процесс технологичный, требующий усилий высококлассных специалистов. Работа в условиях вечной мерзлоты – кропотливый труд, здесь каждая ошибка может стоить серьезных потерь.

Помогают буровикам на месторождении специалисты центра сопровождения бурения Научно-технического центра «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге.
За 2000 километров в режиме реального времени они с помощью телеметрии отслеживают процесс, моделируют его дальнейший ход, при необходимости тут же корректируют план.

Увеличивать нефтеотдачу при разработке залежей углеводородов позволяют такие методы, как гидроразрыв пласта (ГРП). Впервые ГРП на полуострове Ямал, кстати, был выполнен именно на Новопортовском месторождении в 2013 году. А в марте 2017-го здесь же провели и первый на полуострове 20-стадийный гидроразрыв.
Телеметрия
Телеметрия (телеизмерение) – совокупность технологий, позволяющая производить удаленные измерения и сбор информации для предоставления оператору или пользователю. Термин образован от греческих корней «теле» – «удаленный» и «метрон» – «измерение». Для сбора данных обычно используют либо датчики телеметрии (с возможностью работы в телеметрических системах, то есть специальным встроенным модулем связи), либо устройства связи с объектом, к которым подключаются обычные датчики.
Гидравлический разрыв пласта
Гидравлический разрыв пласта (ГРП) – обработка пласта, при которой в горной породе создают трещины для повышения ее проницаемости.
Стадия ГРП
Стадия ГРП соответствует операции по проведению одного гидроразрыва. Количество стадий соответствует количеству проведенных ГРП.
Многостадийный разрыв пласта
Передовые инженерные решения «Газпром нефть» применяет и при создании производственной инфраструктуры Новопортовского месторождения. В условиях вечной мерзлоты возводится газотурбинная электростанция (ГТЭС) – в перспективе самая мощная на Ямале и самая технически сложная в рамках проектов по добыче на материке. Например, чтобы электростанция своим теплом не растопила мерзлоту, используется система термостабилизации грунтов.
ГТЭС будет оснащена шестью газотурбинными агрегатами по 16 МВт каждый, что позволит обеспечить электроэнергией все Новопортовское месторождение, приемо-сдаточный пункт нефти в Мысе Каменном, нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», а в перспективе – даже некоторые населенные пункты полуострова. Топливом для электростанции послужит природный и попутный газ месторождения.
Система термостабилизации грунтов
Система используется при строительстве различных сооружений, зданий. Конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов. С помощью системы ГЕТ можно осуществлять температурную стабилизацию грунтов в самых недоступных местах, потому что охлаждающие элементы устройства расположены ниже поверхности грунта, а конденсаторный блок может быть вынесен от сооружения до 70 м.
Вадим Яковлев
первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»
«Отдаленность Новопортовского месторождения от объектов сетевой инфраструктуры требует создания автономной генерации. Использование собственного сырья – природного и попутного нефтяного газа – позволит обеспечить относительно недорогой электроэнергией объекты нефтедобычи, повысить эффективность освоения месторождения и процент утилизации попутного нефтяного газа».

ТРАНСПОРТНЫЙ
ВОПРОС
Огромная проблема Новопортовского до недавнего времени – отсутствие эффективной логистической схемы. Нефть-то замечательная по характеристикам, но как ее довезти до потребителя?

В 2012 году была опробована «сухопутная» схема. Более 20 тысяч тонн новопортовской нефти автоцистернами по зимнику доставили на железнодорожную станцию Паюта, что в 200 км от месторождения, а затем до Усинского НПЗ. Но использовать железнодорожные перевозки в качестве основного пути нефти до потребителя мешали два фактора. Во-первых, автоцистерны до станции могут ходить только зимой. Во-вторых, и это главное, пропускная способность железнодорожного сообщения крайне мала.
Трубопроводный транспорт специалисты «Газпром нефти» отвергли сразу: строить нефтепровод дорого, хотя варианты до Усинского НПЗ, до Красноленинской нефтеперекачивающей станции или до НПС в Пурпе компания рассматривала. Но все это – гигантские расстояния. Соответственно, внушительные инвестиции и затраты на эксплуатацию.

Более десятка проектов транспортировки сырья были отвергнуты, а для реализации выбран прорывной вариант – морской путь. До побережья, будь то Мыс Каменный, порт Сабетта или Харасавэй, следовало проложить нефтепровод, а затем осуществлять отгрузку на нефтяные танкеры.

Новопортовское месторождение Газпром нефть
Конечно, порт Харасавэй – это выход в Карское море и через Карские ворота – прямой путь на Мурманск. Но в этом случае пересекающая весь полуостров 250-километровая трасса нефтепровода прошла бы прямо по летнему и зимнему кочевым оленьим путям.
Было принято решение вести отгрузку через Обскую губу. Весной 2011 года «Газпром нефть» подтвердила возможность вывоза нефти Новопортовского месторождения по Северному морскому пути. Опытный рейс атомного ледокола «Вайгач» из порта Сабетта до Мыса Каменного прошел успешно.
Денис Сугаипов
генеральный директор «Газпромнефть-Развития», глава дирекции по крупным проектам блока разведки и добычи «Газпром нефти»
«Результаты показали, что выбранный вариант морской отгрузки был наилучшим. Риски, которые мы оценивали в этом варианте, минимальны с точки зрения экологической безопасности и максимальной производительности».
Сложность здесь в том, что залив свободен ото льда менее 3 месяцев в году (а толщина крепкого пресноводного льда достигает 2,5 м), глубина же составляет не более 12 метров – этого недостаточно, чтобы загружать нефть в крупные морские танкеры прямо с берега. Поэтому в августе 2014 года была опробована временная схема «нефтепровод от месторождения – приемо-сдаточный пункт (Мыс Каменный) – речные танкеры – морские танкеры».
Операция погрузки сложна сама по себе, к тому же лед в Обской
губе держится до 9 месяцев в году, и в этот период отгрузка таким способом невозможна в принципе. Тем не менее 100 тысяч тонн нефти Novy Port были отправлены именно по этой схеме.

А первая зимняя отгрузка нефти произошла в феврале 2015 года. Через 50 лет после открытия месторождения высококачественная новопортовская нефть стала отправляться к потребителям круглогодично!


УНИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Для эффективной и экологически безопасной круглогодичной отгрузки нефти было найдено особенное решение. Сложное, неординарное и открывающее масштабные перспективы.
В 3,5 км от берега построен мощный нефтеналивной

терминал «Ворота Арктики». С наземной инфраструктурой его соединяет подводный нефтепровод, а расположение в удалении от берега и мелководья позволяет морским танкерам подходить для загрузки непосредственно к терминалу.

Новопортовское месторождение Газпром нефть
«Ворота Арктики» – уникальное инженерно-техническое решение, единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом.

За основу был взят один из используемых в России терминалов, через который также круглогодично отгружают нефть.

Но особенность «Ворот Арктики» в том, что делать это приходится в суровых климатических условиях, которые потребовали новых проектных решений.

Технические характеристики терминала: 78 метров в ширину, 80 метров в высоту (как 32-этажный дом), из которых 17 м находится под водой. Удерживают терминал 12 свай, погруженных в вечную мерзлоту на глубину 85 м.


Терминал Ворота Арктики Газпром нефть
Монтаж нефтеналивного терминала "Ворота Арктики"
Существенная часть нефтепровода от приемо-сдаточного пункта в Мысе Каменном до терминала проходит под водой. Две нитки общей протяженностью 7,9 км каждая обеспечивают постоянную циркуляцию подогретой на приемо-сдаточном пункте до +45оС нефти. Подводная часть трубопровода забетонирована и за 500 м до терминала засыпана камнем. Для управления и электроснабжения терминала используется проложенный отдельно оптиковолоконный кабель. Применен принцип дублирования всех основных систем, управление терминалом осуществляется дистанционно.
Первая отгрузка через «Ворота Арктики» выполнена 25 мая 2016 года. Старт ей дал президент России Владимир Путин с помощью телемоста, связавшего Москву с Арктикой.

Терминал позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Если сравнивать с объемами, которые были транспортированы с использованием малых речных танкеров, то те же 100 тысяч тонн «Ворота Арктики» отгрузят всего за 2 недели.
«Газпром нефть» начала отгрузку ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики»

БЕЗОПАСНОСТЬ НА МОРЕ
И НА СУШЕ
Еще до начала промышленной эксплуатации Новопортовского месторождения компания провела всесторонний экологический мониторинг окружающих территорий, чтобы выявить
наиболее чувствительные зоны ямальской экосистемы. Сейчас экомониторинг окружающей среды вблизи всех производственных объектов проводится постоянно.
Новопортовское месторождение Ямал


Обская губа – живительная артерия полуострова Ямал. Это место обитания десятка видов животных и более пятидесяти видов рыбы. Поэтому разработка месторождения в арктических широтах требует особого подхода и бережного отношения к окружающей среде.

Восполнение водных биоресурсов – важная часть экологических обязательств предприятия в регионе. Это реальный, системный вклад нефтяников в «поток» общих усилий, главная задача которых – сохранение хрупкой природы Ямала.

Для поддержания популяции уникальной обской фауны «Газпромнефть-Ямал» ежегодно выпускает в Обь-Иртышский бассейн специально разведенных мальков ценных пород рыбы. За время существования проекта их общее количество превысило 11 млн.
Оборудование «Ворот Арктики» полностью автоматизировано, а конструкция надежно защищена от гидроудара – испытания на прочность проводились Крыловским научным институтом и научным центром Гамбурга. Конус в основании терминала служит ледоломом, сам терминал герметичен и способен удерживать нефть внутри до полной остановки насосов.

Благодаря полной автоматизации и дублированию всех систем терминала загрузка ведется с минимальным риском. В любой чрезвычайной ситуации моментально происходит расстыковка нефтеналивных шлангов с танкером, при этом сохраняется герметичность отгрузочных устройств.
Весь процесс отгрузки спроектирован по принципу нулевого сброса. Это значит, что какая-либо возможность соприкосновения сырья с атмосферой или попадания его в акваторию Обской губы исключена в принципе.

В районе расположения терминала «Ворота Арктики» регулярно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий в любых нештатных ситуациях. Тренировки выполняются как на море, так и на суше ‒ для защиты береговой полосы в районе села Мыс Каменный.
Алексей Овечкин
генеральный директор «Газпромнефть-Ямала»
«Нефтеналивной терминал действительно стал «воротами» Арктики. Мы сделали серьезный шаг в разработке месторождений на арктических широтах и в освоении Северного морского пути. Мощность терминала, а также ответственный подход коллектива к соблюдению правил охраны труда и техники безопасности напрямую влияют на рост добычи нефти на Новопортовском месторождении, что позволяет прогнозировать успешное выполнение плана».

ФЛОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
По словам первых лиц государства, задача освоения Северного морского пути важна для России. Это кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком с последующим продолжением маршрута в Европу и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия готова вкладывать силы и средства в развитие этого морского коридора, особенно с появлением новых технологий. Однако наши соседи, например, Китай, уже неоднократно намекали, что воды Северного морского пути должны быть международными.
Намеки – намеками, а факты таковы: кто первым создаст транспортную инфраструктуру Арктики, тот и будет доминировать на этом морском участке. Разумеется, России как владелице прибрежных вод вдоль арктической границы – и карты в руки.

Вот почему такие масштабные проекты, как «Новый Порт», – это не только инвестиции и экспортные доходы. Речь идет об освоении Арктики в целом, о строительстве российских «форпостов» по пути следования нефтяных танкеров, о закреплении России за Полярным кругом.


Специально для обслуживания терминала «Ворота Арктики» по заказу «Газпром нефти» строится флот, способный работать в арктических широтах. Шесть танкеров класса Arc7 дедвейтом 42 тыс. тонн и два ледокола Arc130A ледового класса Icebreaker8 будут ходить под российским флагом в Северную Европу.

Танкеры класса Arc7 имеют ряд преимуществ по сравнению с меньшими собратьями Arc5: их грузовместимость составляет 38 тыс. тонн нефти, они спроектированы с учетом малых глубин Обской губы – максимальная осадка нового танкера в пресной воде составляет 9,5 метра.
Корпуса танкеров изготовлены из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали. Суда класса Arc7 могут самостоятельно преодолевать лед до 1,8 м толщиной кормой и до 1,4 м носом, а также двигаться во льдах по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом. Повышенную маневренность танкерам придают винторулевые колонки, вращающиеся на 360 градусов вокруг своей оси, дополнительно каждое судно оборудовано носовым погрузочным устройством, позволяющим присоединять, удерживать танкер и принимать нефть.
Танкер "Штурман Альбанов"
Танкер "Штурман Альбанов"
Танкеры соответствуют самым высоким стандартам безопасности судоходства. Один из них – «Штурман Альбанов» – в декабре 2016 года первым в мире получил свидетельство судна полярного плавания. Этот документ подтверждает соответствие требованиям Полярного кодекса, который вступил в силу 1 января 2017 года. Кодекс выработан на основе оценки рисков, характерных для полярных вод, и призван обеспечить безопасную эксплуатацию судов и защиту окружающей среды.
Судно имеет наивысший класс экологической безопасности.

За год эксплуатации терминала по Северному морскому пути было отправлено более 200 танкеров с новопортовской нефтью. Их проводку обеспечивают многофункциональные ледокольные суда, а также танкеры ледового класса Arc7, спроектированные и построенные специально для работы в мелководной акватории Обской губы.
Ледокол Газпром нефть
Что касается ледоколов ледового класса Icebreaker 8, то они способны работать при температуре до -50 градусов. Первый ледокол «Александр Санников» был заложен 3 ноября 2015 года, а буквально через год, 24 ноября 2016-го, состоялась торжественная церемония спуска судна на воду. В 2018 году «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», второй ледокол,
будут переданы «Газпром нефти» после техоснащения и ряда необходимых испытаний.

Кроме ледокольной проводки танкеров, «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» должны помогать при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушении.

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Left
Right
Терминал «Ворота Арктики» будет способствовать наращиванию грузоперевозок по Северному морскому пути, а маршрут Ямал – Мурманск должен стать одним из первых постоянно используемых отрезков этого транспортного коридора.
В мае 2017 года накопленная добыча нефти на Новопортовском месторождении превысила 5 млн тонн. Юбилейную тонну отгрузили на танкер «Штурман Альбанов» – второй из шести танкеров, созданных специально для транспортировки нефти через «Ворота Арктики».
В планах компании уже в 2017 году добыть около 6 млн тонн. Освоение Новопортовского месторождения – это укрепление России в Арктике, развитие технологий нефтедобычи, а также импульс для становления судостроительной отрасли, исследовательских институтов, расширения рынка подрядных организаций.

Без преувеличения можно утверждать, что проект «Новый Порт» – по-настоящему новая страница в развитии полуострова Ямал и всего российского Заполярья.
Больше информации о проектах «Газпром нефти»
в социальных сетях компании
Текстовые, фото- и видеоматериалы принадлежат ПАО «Газпром нефть». Использование материалов для информационных и демонстрационных целей возможно только со ссылкой на правообладателя. Использование материалов в коммерческих целях не допускается.