Суточная добыча нефти в США уже сегодня составляет 10,25 млн б/с, и при нынешней динамике новый прогноз Минэнерго выглядит реально. Предвосхитить какие-то непредвиденные обстоятельства трудно, и если так будет продолжаться, то вполне возможно, что к концу 2018 года добыча в США может подойти к 11 млн б/с.
Отличный пример налоговых стимулов
Дальнейший рост деятельности американских нефтяных компаний обеспечат серьезные налоговые подвижки, которые произошли в США в 2017 году. Несмотря на то, что весь 2017 год президент Дональд Трамп находился в очень непростых отношениях с Конгрессом, предложенная им налоговая реформа была проведена всего за несколько месяцев и имела прямое отношение к нефтяникам.
В частности, произошло снижение налога на прибыль с 35% до 21%, был установлен лимит в 30% по вычету процентных расходов. Последнее особенно важно для малых нефтяных компаний, которые, как правило, имеют серьезные кредитные обязательства. А освобождение от уплаты налога на дивиденды, полученные от зарубежных «дочек» (при размере пакета свыше 10%), в свою очередь, коснулось крупных американских ВИНК, активно работающих по всему миру.
Кроме того, в рамках общей политики Трампа по ослаблению регулирования в природоохранной сфере в конце 2017 года был снят мораторий на добычу нефти и газа на территории Национального Арктического заповедника на Аляске.
Институциональный и геополитический уровни
В ближайший период прогнозируемые коридоры стоимости, вероятно, будут отвечать интересам основных участников сложного процесса ценообразования, говорит Маргарита Козеняшева, полагающая, что на нефтяные цены влияют в первую очередь мировые финансы.
В нефтяной отрасли инвестиционный процесс носит синдикативный характер, в нем задействовано большое число субъектов, и это не только нефтедобывающие компании, но прежде всего, финансовые институты. Важнейшим условием формирования кредитных возможностей является, конечно, наличие капитала на мировом финансовом рынке – у инвестирующих фондов, ведущих банков, обладающих достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения воспроизводства в нефтяной отрасли по всей ее цепочке.
И здесь нельзя не вспомнить, что одним из источников этого капитала в валютной форме является его эмиссия центральными банками и другими финансовыми институтами. Поэтому цена на нефть будет формироваться, прежде всего, в этом поле взаимодействующих факторов. А здесь присутствуют не только сугубо экономические аспекты, но и много геополитики.
Три силы и непредвиденность
Основными игроками в сфере нефтедобычи становятся три крупных участника рынка – США, OPEC и Россия. Все они преследуют совершенно разные цели, но при этом никто не хочет, чтобы рынок был подвергнут драматическому шоку. Но перестройка нефтяного рынка неизбежна.
США будут стремиться усиливать свои позиции всеми средствами, и подвижки уже начинаются. С 1 января вступило в силу новое положение Евросоюза об эталонных котировках, где были отмечены недостатки эталонной котировки «датированный Brent» и было указано на возможность использования альтернативного мирового эталона – WTI Хьюстон. Эта котировка формируется на высоколиквидном, прозрачном рынке и привязана к фьючерсному контракту на нефть WTI на Чикагской товарной бирже – крупнейшей в мире бирже по объему торгов контрактами на нефть.
Кто берет в руки бразды правления, тот контролирует и направляет рынок. Не нравится другим участникам – необходимо договариваться о совместных действиях. Удастся ли достичь договоренностей на более длительную перспективу и по более широкому кругу аспектов сотрудничества и взаимодействия – вопрос. Цели разные, так что на этом пути возможны и другие альянсы – мировая нефтяная история богата непредвиденными событиями.