«ЧЕРНЫЙ ГОД»
независимой переработки
Завершившаяся к осени публикация отчетности российских компаний за 2018 год дает полную картину сложностей, свалившихся на независимые НПЗ
Николай Проценко
Завершившаяся к осени публикация отчетности российских компаний за 2018 г. дает полную картину сложностей, свалившихся на независимые НПЗ в 2018 г. и лишь усугубившихся в нынешнем. Заметный прирост выручки большинства независимых игроков нефтепереработки почти не способствовал стабилизации их финансового положения в условиях продолжающегося налогового маневра. Шесть ведущих игроков сегмента в 2018 г. получили крупный чистый убыток, еще у семи рентабельность по чистой прибыли оказалась менее 1%.

При этом почти у всех заводов резко выросли объемы обязательств, что открывает перед многими из них перспективы банкротства: аналитики не сомневаются, что до завершения налогового маневра доживут не все независимые НПЗ, в том числе из списка предприятий, получивших право на обратный акциз в обмен на модернизацию мощностей. Но все это не препятствует новым инициативам в независимой переработке: несмотря на удручающие финансовые результаты большинства действующих игроков, 2018 г. оказался богат на очередные инвестиционные декларации.
Топ-10 событий 2018 года
Сентябрь

Антипинский НПЗ приступил к промышленному выпуску бензинов марок АИ-95, АИ-92 и АИ-80 стандарта качества Евро-5. Проектная мощность переработки установки составила 950 тыс. т в год, включая 800 тыс. т бензинов и более 100 тыс. т сжиженных углеводородных газов. Тем самым Антипинский НПЗ стал первым независимым нефтепереработчиком России, который смог наладить выпуск светлых нефтепродуктов до завершения налогового маневра. Однако это не позволило заводу справиться с нараставшими трудностями. Из-за проблем с оплатой сырья мощности в 2018 г. загружались нерегулярно, для пополнения оборотного капитала пришлось обращаться за очередным кредитом в Сбербанк, который получил контроль над предприятием в виде «золотой акции». В 2019 г. Антипинский НПЗ сменил акционеров и вступил в процедуру банкротства, в отношении его бывшего бенефициара Дмитрия Мазурова были возбуждены уголовные дела.

Январь

Афипский НПЗ начал новый этап модернизации производственного комплекса, по результатам которого мощность переработки нефти должна быть увеличена с 6 млн до 9 млн т в год, а глубина — с 77% до 81% и далее до 93%. В рамках первого этапа модернизации планируется реализовать проекты строительства установок гидрокрекинга, гидроочистки дизельного топлива и первичной переработки нефти, а также новых очистных сооружений. На втором этапе запланировано строительство установки замедленного коксования производительностью 1,5 млн т в год. В течение 2018 г. на завод были доставлены ключевые компоненты строящегося комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля суммарным весом более 6 тыс. т.

Июль

В Оренбургской области ЗАО «Южно-Уральская промышленная компания» начало строительство комплекса переработки углеводородного сырья мощностью 1,5 млн т в год. Проект стоимостью 12 млрд руб. планируется завершить к I кварталу 2021 г. Предприятие будет производить широкую фракцию светлых углеводородов, вакуумный газойль и дорожный битум; в качестве одного из перспективных рынков сбыта продукции рассматривается Казахстан. Глубина переработки углеводородного сырья составит 98%.

Июль

Владелец группы «Арети» Игорь Макаров отказался от партнерства с группой «Новый поток» Дмитрия Мазурова, в состав которой на тот момент входили Антипинский и Марийский НПЗ; «Новый поток» также контролировал Афипский НПЗ. «Арети» в 2017 г. рассматривалась в качестве стратегического инвестора для «Нового потока» в обмен на 50% холдинга, но нарастающие проблемы бизнеса Мазурова обнулили перспективы альянса. Незадолго до решения Макарова не участвовать в проектах «Нового потока» стало известно о выходе из состава бенефициаров Антипинского НПЗ известного юриста Николая Егорова.

Январь

На Яйском НПЗ в рамках второго этапа развития предприятия введен в эксплуатацию блок вакуумной дистилляции в составе электрообессоливающей установки (ЭЛОУ АВТ) мощностью 1,6 млн т в год. Запуск агрегата позволил довести глубину переработки нефти до 75% и увеличить производство светлых нефтепродуктов. Инвестиции в строительство установки составили 2,8 млрд руб., было дополнительно создано 36 рабочих мест.

Декабрь

Московская НПК «Кедр-89» заявила о намерении обратиться с иском о признании банкротом Марийского НПЗ группы «Новый поток». Решение было принято в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Республики Марий Эл, в марте 2017 г. постановившего взыскать с Марийского НПЗ в пользу подрядчика НПК «Кедр-89» долг в размере 89,6 млн руб. и неустойку 9 млн руб. В дальнейшем в отношении завода было подано еще несколько банкротных исков.

Ноябрь

Компания«Самаратранснефть-Терминал», оператор Николаевского НПЗ в Самарской области мощностью 250 тыс. т в год, подала иск о собственном банкротстве, этому предшествовал технический дефолт по нескольким облигационным займам. Одновременно бизнесмен Роман Трушин продал структурам, аффилированным с Абсолют Банком, группу компаний «Петронефть», контролировавшую «Самаратранснефть-Терминал». Вскоре «Самаратранснефть-Терминал» станет одним из главных фигурантов скандала с попаданием загрязненной нефти в магистральный трубопровод «Дружба».

Декабрь

В Амурской области заморожена реализация проекта НПЗ Амурской энергетической компании, подконтрольной китайской «Мэн Лань Син Хэ», который планировалось строить начиная с 2004 г. В рамках проекта с заявленными инвестициями порядка 110 млрд руб. планировалось перерабатывать 6 млн т сырья ежегодно (4 млн т нефти и 2 млн т газового конденсата) и поставлять основную часть продукции в Китай.

«Объективная причина столь низкой динамики реализации проекта в том, что мировой рынок нефти абсолютно нестабильный. Модель, по которой его рассчитывали 5 лет назад при стоимости нефти $120 за баррель, и модель, которая должна быть сегодня, — это принципиально разные вещи», — заявил губернатор Амурской области Василий Орлов.

Октябрь

Арбитражный суд Новосибирской области ввел процедуру конкурсного производства в ООО «Анжерский НПЗ», признанном банкротом по иску Внешэкономбанка (объем требований — 5,7 млрд руб.). В действиях менеджмента предприятия обнаружены признаки преднамеренного банкротства. В 2010–2014 гг. компания выступала поручителем по кредитам обанкротившегося в 2017 г. ООО «Алтаймясопром», которое планировало построить в Алтайском крае крупный свинокомплекс.

Июль

Федеральная налоговая служба подала иск о банкротстве ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Барабинский» (Новосибирская область). Проект завода, реализуемый с 2013 г., оценивался в 45 млрд руб., планировалось создать около 660 рабочих мест. Продукция предприятия должна была конкурировать с Омским НПЗ «Газпром нефти», выход на проектную мощность был намечен на 2019 г. Однако поиск инвестора затянулся, а в марте 2018 г. судебные приставы отсудили у несостоявшегося предприятия предоставленную ему землю за долги.

.
Топ-10 деклараций 2018 года
Июль

До 2024 г. отрицательный акциз смогут получить те предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, что не завершили программу модернизации, а у предприятий, которые вкладывают более 60 млрд руб., такая возможность будет вплоть до 2029 г., чтобы модернизировать производства для обеспечения выпуска бензина класса Евро-5, сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью телеканалу НТВ. Список НПЗ, которые получили право на обратный акциз в обмен на выполнение программ модернизации, Минэнерго представило в начале 2019 г. В него вошли «Нефтехимсервис», Новошахтинский ЗНП, Афипский НПЗ, ТАНЕКО, «Орскнефтеоргсинтез», Антипинский НПЗ, Марийский НПЗ, Ильский НПЗ и завод «Славянск ЭКО».

Декабрь

Тюменская область будет поддерживать перспективные направления развития производства на Антипинском НПЗ, заявил губернатор региона Александр Моор правительственной газете «Тюменская область сегодня», комментируя проблемы, возникшие на крупнейшем независимом НПЗ России. На вопрос, будет ли сокращена налогооблагаемая база региона в связи с непростой ситуацией на Антипинском НПЗ, Моор ответил, что такие опасения излишни.

«Все заинтересованы, чтобы сохранить стабильность этого эффективного проекта. Более того, есть планы по переходу из нефтепереработки в нефтехимию. Мы со своей стороны будем поддерживать развитие производства», — заверил тюменский губернатор.

Август

Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) готовится к продаже, заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев в интервью «Коммерсанту». С момента ввода завода в эксплуатацию в конце 2009 г. его конечным бенефициаром считался агросоюз «Юг Руси» бизнесмена Сергея Кислова. На протяжении ряда лет слухи о том, что завод планируется продать, возникали регулярно, и на сей раз покупатель нашелся. Им выступили структуры, близкие к семье украинского политика Виктора Медведчука. Вскоре после смены собственника НЗНП заявлено о планах его модернизации, предполагающих инвестиции в объеме 177 млрд руб. до 2030 г.

Сентябрь

При сохранении роста ВВП по 3% в год при нынешних уровнях производства уже через 7 лет текущих объемов производимого в стране топлива может быть недостаточно, сообщил в ходе Московского финансового форума заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. Согласно приведенному им прогнозу, к 2024 г. переработка на российских НПЗ останется в рамках 260–265 млн т.

«Это означает, что нужно приложить усилия и завершить модернизацию на всех заводах. Налоговый маневр позволяет сохранить эти условия», — добавил замглавы Минэнерго.

По итогам 2018 г. ВВП России вырос, по данным Росстата, на 2,3%, но уже в 2019 г., согласно августовскому прогнозу Минэкономразвития, ожидается рост всего на 1,3%, а в 2020 г. — на 1,7%.

Сентябрь

Китайская энергетическая инжиниринговая корпорация China State Energy Engineering Corp. Ltd. (SINOMEC) и руководство Приморского края подписали на Восточном экономическом форуме соглашение о намерениях по строительству в регионе НПЗ с объемом инвестиций 50 млрд руб. и не менее 1000 новых рабочих мест. Как заявил врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко, поставлять сырье для завода выразили готовность компании из Сургута, «Газпром нефть», «Татнефть», а SINOMEC сообщила о планах продолжить переговоры о поставках сырья с «Роснефтью».

Октябрь

Яйский НПЗ планирует завершить строительство второй очереди по переработке нефтепродуктов к ноябрю 2019 г., сообщил блок администрации Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии. Для реализации проекта компания «Нефтехимсервис» привлекла в Альфа-Банке кредит в размере 30 млрд руб. до 2026 г. Ввод в эксплуатацию второй очереди позволит Яйскому НПЗ увеличить годовую мощность переработки с 3,3 млн до 6 млн т нефти и повысить ее глубину до 93%. Ожидаемый объем производства бензина класса Евро-5 — до 700 тыс. т в год.

Ноябрь

Порядка 7,7 млрд руб. будут инвестированы до середины 2020 г. в модернизацию нефтеперерабатывающего завода ООО «Славянск ЭКО», сообщила пресс-служба администрации Краснодарского края по итогам встречи вице-губернатора Андрея Коробки с бизнесменами Славянского района Кубани. Строящиеся с 2015 г. объекты новой очереди предприятия (резервуарный парк и две технологические установки для переработки нефти и нефтепродуктов) позволят увеличить годовой объем переработки сырья на 35% — от существующих 3,5 млн до 5 млн т.

Октябрь

Группа «Новый поток» планирует к 2023 г. построить на Марийском НПЗ установку по производству бензина стоимостью около $100 млн, заявил председатель совета директоров группы Дмитрий Мазуров. По его словам, проект даст заводу право получить обратный отрицательный акциз, эффект от которого должен окупить вложения в установку, сопоставимую по стоимости с ценой Марийского НПЗ в его нынешнем виде. Ранее «Новый поток» заявлял о намерениях к 2022 г. довести переработку на заводе с 1,5 млн до 8 млн т сырья в год с глубиной 98%.

Ноябрь

Якутия из-за высоких цен и некачественного бензина на АЗС республики начнет собственное производство топлива, заявил журналистам глава республики Айсен Николаев. За несколько месяцев оптовые цены на литр бензинов АИ-92 и АИ-98 в Якутии повысились на 8 руб., АИ-95 — на 9 руб., литр дизельного топлива подорожал на 12 руб. Эксперты оценили начинание весьма скептически, напомнив, что в 2014–2016 гг. в Якутии уже планировалось строить НПЗ мощностью переработки до 2 млн т нефти в год и глубиной переработки 93% на базе местной компании «Туймаада-нефть». Стоимость проекта оценивалась в 64 млрд руб., но попытки найти инвестора в Китае были безуспешны.

Июль

В карельском моногороде Суоярви планируется построить НПЗ стоимостью 3 млрд руб., сообщила Корпорация развития Республики Карелия. Мощность переработки предприятия должна составить 500 тыс. т нефти в год, на НПЗ будет создано 350 новых рабочих мест. Инвестору — ООО «Астал Карельский» — было обещано содействие в переводе участка земель Гослесфонда в земли промышленного назначения.


.
Основные финансовые показатели
независимых НПЗ России
с выручкой от 2 млрд рублей
Комментарии экспертов
Тамара Канделаки,
генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», доктор экономических наук
Финансовые результаты независимой нефтепереработки выглядят по меньшей мере странно. Как я полагаю, это связано с тем, что, за исключением Антипинского НПЗ, остальные заводы работают на процессинге, получая фиксированную оплату за переработку и оплачивая акциз.

Вероятность реализации проектов модернизации многих заводов сомнительна по целому ряду причин, из которых не единственная, но архиважная — явное замедление спроса на автомобильный бензин со стороны обнищавшего населения, что означает бесперспективность ряда бензиновых проектов. Считаю, что часть заводов до конца налогового маневра не доживет. Думаю, в Минэнерго ситуацию понимают, но насчет Минфина не уверена: в моем понимании, они решают другие задачи. Тянут ли заводы время? Скорее да, это оправданно. Но при этом ищут решение и деньги, так как бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Какую-либо программу развития имеют все заводы, но какой она может быть, зависит от мощности первичной переработки. Для малой мощности вторичные и конверсионные процессы окажутся золотыми. В наиболее сложном положении находятся независимые заводы Краснодарского края, где, кроме них, находится Туапсинский НПЗ «Роснефти». Если все они осуществят бензиновые проекты, им там окажется тесновато.

Отдельно выскажусь по Антипинскому заводу. С технологической точки зрения это отличный современный завод, построенный с нуля за разумные деньги в рекордные сроки, имеющий прекрасные логистические возможности в виде подключения к дизельному трубопроводу, что тоже стоило немалых денег. Не стоит думать, что завод не имел маркетинговой программы. Еще как имел, причем под контролем Сбербанка, а также систематический аудит продаж, и тоже под контролем Сбербанка. Подавляющая часть продукции отправлялась на экспорт, а валютная выручка шла на погашение валютного кредита. Мы не считаем форс-мажорами валютные и налоговые изменения. Привыкли. Но рост курса для предприятия, имеющего валютный кредит, то же самое, что долларовая ипотека для обычного человека. Отдельные товарищи обвиняют завод, что он плохо просчитал риски и надо было брать кредит в рублях. Я бы задала обвинителям вопрос: а вы лично брали в кредит такую сумму? В рублях? У крупнейшего отечественного банка?

Случившееся с Антипинским НПЗ — трагедия для независимой нефтепереработки и не только — для всего независимого бизнеса. Построив предприятие, создав рабочие места, увеличив ВВП и поступления в бюджет, вы можете оказаться там, где оказался Дмитрий Мазуров. Получается, что лучше сидеть на печи и ничего не делать, раз инициатива наказуема. Да и как может быть иначе, если из года в год происходит прирост доли услуг в ВВП, которая уже достигает 70%? На реальный сектор, соответственно, приходится 30%. То есть ситуация описывается формулировкой «один с сошкой, семеро с ложкой».


Екатерина Крылова,
главный аналитик Промсвязьбанка
Можно утверждать, что при текущих условиях независимым НПЗ будет сложно: необходимо занимать средства на модернизацию, иначе не будет выполнено одно из условий получения обратного акциза. У независимых игроков, в отличие от ВИНК, нет более прибыльных сегментов бизнеса, чтобы субсидировать переработку. Дешевого фондирования нет, соответственно, существует вероятность ухудшения финансового положения некоторых заводов.

Завершение налогового маневра приведет к перестройке отрасли переработки. НПЗ, что заключили соглашения с Минэнерго РФ, проведут модернизацию, иначе лишатся субсидии. Те, кто не заключил соглашения, потеряют в марже, их бизнес может стать нерентабельным. В итоге комплексные НПЗ могут занять более 85% рынка переработки.

Не думаю, что стратегия затягивания времени с проектами модернизации оправдана. Есть заводы, которые не подписали соглашения о модернизации, продолжая работать в своем режиме. Тем не менее постепенно неэффективные НПЗ уйдут с рынка, это вопрос времени, причем ближайшего.
Алексей Безбородов,
основатель аналитического агентства Infranews
Непрекращающееся стремление к созданию независимых НПЗ — результат инерции мышления региональных предпринимателей, помноженной на специфическую политику банков. С одной стороны, иметь собственный НПЗ по-прежнему, как и в 1990-е гг., престижно. С другой стороны, такие инициативы охотно рассматривают банки. Им гораздо удобнее выдать большой кредит в несколько миллиардов рублей под какой-нибудь региональный «мегапроект», чем заниматься кредитованием малых предприятий, а дальше обычно срабатывает принцип личного знакомства и понятийных договоренностей.

Плачевные результаты таких начинаний пока никого ничему не учат: экспертиза и консалтинг в таких проектах пребывают на очень слабом уровне, а желающих положить голову на плаху своих детских желаний по-прежнему хватает.
Как правило, малые НПЗ ориентированы на производство бензина и дизтоплива, которое потом при поддержке местных властей рассчитывают сбывать аграриям. Хотя в нынешних условиях на успех можно рассчитывать лишь при наличии гарантированных 5–10 млн т входящего сырья и ориентации проектов на производство битума и нефтехимической продукции на базе переработки прямогонного бензина и попутного газа.

В то же время, несомненно, есть и точки роста спроса на бензин в ближайшие годы. Например, все больше людей отдыхают внутри России, путешествуя по стране на своих автомобилях. Нет особых проблем и с инфраструктурой для экспорта нефтепродуктов. С этой точки зрения в более выигрышном положении оказываются независимые НПЗ юга России.
Сергей Хестанов,
доцент РАНХиГС, советник по макроэкономике генерального директора БД «Открытие»
Зависимость спроса на топливо от динамики ВВП не является прямой, эти процессы коррелируют лишь частично.

Существует немало сфер, где расход топлива происходит вне всякой связи с экономическим ростом: коммунальное хозяйство, общественный транспорт и т. д. В этих сегментах идет процесс перевода техники на газ, но пока ее доля невелика. Поэтому определенные перспективные ниши для независимых переработчиков есть. Вопрос заключается в том, смогут ли они достичь такой эффективности, чтобы конкурировать с ВИНК.

При этом в долгосрочной перспективе на первый план выходит фактор лоббизма: лоббистский ресурс ВИНК гораздо больше, однако регионы тоже способны отстаивать свои интересы. Как правило, региональные власти сильно заинтересованы в том, чтобы иметь собственный НПЗ, поскольку такие предприятия обычно приносят серьезные доходы бюджету и являются крупными работодателями. Но регион региону рознь: в ряде субъектов достаточно и крупных производителей нефтепродуктов. Поэтому ответ на вопрос, нужен ли конкретному региону свой независимый НПЗ, всякий раз будет индивидуальным.
Больше новостей о нефти и газе -
на портале
"Нефть и Капитал"