Posted 31 марта 2017,, 06:00

Published 31 марта 2017,, 06:00

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Газопровод президентского уровня

31 марта 2017, 06:00
Из года в год, чаще всего весной, перед сообщениями о возможной встрече на высшем уровне руководства РФ и Японии начинается обсуждение проекта прокладки газопровода с острова Сахалин к японским берегам. В этом году ожидается, что Минэнерго РФ даст ответ о необходимости строительства такой газотранспортной системы уже в апреле
Сюжет
СПГ

Из года в год, чаще всего весной, перед сообщениями о возможной встрече на высшем уровне руководства РФ и Японии начинается обсуждение проекта прокладки газопровода с острова Сахалин к японским берегам. В этом году ожидается, что Минэнерго РФ даст ответ о необходимости строительства такой газотранспортной системы уже в апреле.

Такое поручение было дано ведомству в декабре 2016 года, после визита в Cтрану восходящего солнца президента РФ Владимира Путина и переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. На апрель 2017 года намечен ответный визит в Россию главы японского кабинета министров.

Уникальность данного энергетического проекта заключается в том, что это, пожалуй, один из немногих газопроводов, строительство которого активно лоббируется предполагаемым потребителем энергосырья, а не продавцом. То есть именно Токио постоянно склоняет Москву к прокладке новой газовой трубы. Отношение России к этому вопросу осторожное. Более того, можно сказать, что пока потенциальный продавец занимает позицию несговорчивой невесты, у которой предложенная партия не вызывает особого энтузиазма. Однако Япония не оставляет попытки построить газопровод Сахалин – Хоккайдо. По последним расчетам, он может иметь мощность 25 млрд м3 газа в год при стоимости около $6 млрд, а запустить его возможно будет уже в 2022 году.

В частности, по данным российских СМИ, две японские компании – Japan Pipeline Development and Operation (JPDO) и Japan Russian Natural Gas (JRNG) – по итогам предТЭО подготовили план строительства газопровода Сахалин – Хоккайдо для поставки российского газа в Японию.

«JPDO, как выяснилось, считает трубу выгодной для обеих сторон. Как отмечает президент компании Хидэо Огава, заказанное девелопером предварительное ТЭО «подтвердило основные условия реализации проекта».

Согласно выводам экспертов, проект газопровода из России в Японию будет обеспечен даже более высоким спросом, чем планировалось, – около 25 млрд м3 газа вместо 20 млрд. И если Страна восходящего солнца сможет закупать дешевый газ на долгосрочной стабильной основе, возможно расширение спроса. В целом Япония, крупнейший мировой потребитель СПГ, хотела бы заменить другие источники энергии примерно 120 млрд м3 газа», – сообщил «Коммерсантъ».

По мнению японцев, финансовая сторона вопроса не должна сильно беспокоить Россию. Консорциум, который будет создан в случае реализации проекта, предполагает собственное финансирование на уровне 20% (из них Япония планирует вложить более половины), остальное – заемные средства.

Япония считает деньги

Стоит отметить, что проекту строительства газопровода из РФ в Японию больше 20 лет. Еще в 1990-е годы, когда Россия только начала осваивать шельф Сахалина, Токио предлагал за свой счет проложить 1300-километровый газопровод до Хоккайдо. Однако даже тогда Россия не согласилась. В 2014-м возникла идея протянуть нитку трубопровода мощностью 8 млрд м3 уже до Хонсю.

Рвение японской стороны объяснимо. Сейчас для Токио цена СПГ с учетом затрат на транспорт, терминал по сжижению, регазификации и доставку потребителю составляет около $5 за миллион британских термальных единиц (MMBtu), а газ по трубопроводу обойдется всего в $2. В настоящее время Япония покупает около 80% российского СПГ с завода проекта «Сахалин-2» (мощность на данном этапе составляет 10,5 млн тонн в год). Приток в страну более дешевого голубого топлива помог бы Японии быстрее и эффективнее модернизировать свою энергетику под газовые ТЭЦ.

По расчетам экономистов, доход от стоимости транспортировки газа составит около $1,5 млрд в год, расходы на эксплуатацию и т.д. – около $500 млн, выручка – около $1 млрд, чистый доход – около $670 млн. При этом консорциум по реализации проекта мог бы также заниматься продажей газа, электроэнергии, газовой химии и СУГ.

Японцы не скрывают, что в случае строительства газопровода они получат не только более дешевый энергопродукт, но и стабильный сбыт для собственной технологической инфраструктуры.

Выгоды России от данного проекта не столь очевидны. Сейчас завод по сжижению газа «Сахалин-2», работающий на Сахалине, является образцовым СПГ-проектом, у него самая высокая рентабельность в мире. Строительство газопровода до Японии, основного рынка сбыта российского сжиженного газа, может сильно ухудшить его экономические показатели. Но даже если предположить, что Москва и Токио договорятся о сбыте российского СПГ, останется еще много проблем, которые будут мешать строительству газопровода Сахалин – Хоккайдо.

Где взять газ?

По мнению японской стороны, сырьевой базой для газопровода должны стать месторождения проекта «Сахалин-3», запасов которых хватит минимум на 50 лет. Японцы также предложили подключить к проекту еще более значительные по запасам газа месторождения Восточной Сибири и другие проекты на шельфе Сахалина и в Охотском море. При этом российский «Газпром», владеющий «Сахалином-3», собирался обеспечить газом с этого проекта третью очередь СПГ-завода «Сахалин-2». В любом случае, пока что крупнейшее в проекте «Сахалин-3» Южно-Киринское месторождение находится под санкциями. Оно расположено в регионе со сложным ледовым режимом, и добычу там планировалось вести с помощью подводных комплексов, но из-за санкций их ввоз в РФ запрещен. Впрочем, Япония как раз могла бы помочь с созданием высокотехнологичного оборудования для работы на этом месторождении. Однако надо ли это России, которая сейчас ведет активную работу по импортозамещению и созданию собственных технологий, остается вопросом.

Что точно важно для РФ, так это диверсификация своих экспортных поставок газа и увеличение экспорта. Стоит напомнить, что газопровод с Сахалина хотели тянуть в другую сторону, до Владивостока, чтобы поставлять этот газ в Китай. На этом фоне даже гипотетическое появление новых экспортных рынков для российского трубопроводного газа на Дальнем Востоке было бы явным плюсом при газовых переговорах Москвы и Пекина.

Россия боится вылететь в трубу?

Еще до недавнего времени российские правительственные чиновники смотрели на идею снабжать Японию трубопроводным газом скептически. В конце 2016 года заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский говорил, что вероятность реализации проекта мала. И дело, конечно, не в технической сложности строительства подводного газопровода в сейсмоопасной зоне и даже не в экономических перспективах развития СПГ-проектов. Наибольшую проблему для реализации столь сложных совместных проектов представляет российско-японский территориальный спор и, как следствие, сложные политические отношения двух стран.

По мнению отраслевых экспертов, несмотря на все переговоры, пока отношение большой части японского электората к РФ достаточно сложное, никто не может гарантировать, что при очередной смене власти совместные энергетические проекты России и Японии не будут закрыты. В этой ситуации строить СПГ-заводы безопаснее, так как их всегда можно перенаправить на работу с другими странами.

Несмотря на отношение рядовых японцев к России, совместная работа российского и японского бизнеса по строительству данной транспортной артерии может укрепить и улучшить отношения Москвы и Токио, поскольку появится больше совместных экономических интересов. Газопровод Сахалин – Хоккайдо вполне способен стать разменной монетой для снятия ряда чувствительных для российской нефтегазовой отрасли санкций. Поэтому, несмотря на все сложности, если решение о его строительстве будет принято на самом высоком уровне, энергокомпании России, Японии, а может быть, и США примутся его реализовывать.

«Газпрому» нужна страховка от землетрясений

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что главной проблемой при строительстве этого газотранспортного проекта пока являются технические сложности его прокладки.

«Первое – это сейсмическая активность в районе Японских островов. В этих условиях прокладывать газопровод, который находится на дне моря, опасно, так как вероятность возникновения аварийных ситуаций очень велика», – заметил эксперт в интервью «НиК». Плюс прокладка газопровода вызовет сопротивление у предпринимателей, занимающихся ловлей рыбы вдоль островного побережья.

Сергей Правосудов рассказал, что идея прокладки газопровода в Японию родилась очень давно, когда только думали о том, как обустраивать газовые месторождения Сахалина.

«Уже тогда выяснилось, что в случае прокладки трубы к северным территориям Японии необходимо потом строить много ответвлений этой трубы в условиях сложного рельефа. Если идти вдоль побережья, начнут возмущаться рыбаки. Они ловят в этом районе рыбу, и строительство противоречит экономическим интересам рыбной отрасли Японии», – пояснил Правосудов.

По его мнению, это основные факторы, мешающие реализации данного проекта. Тем не менее эксперт сообщил, что с технической точки зрения газопровод до Японии проложить можно.

«Разговоры об этом газопроводе ведутся уже десятилетия, но пока ничего конкретного сделано не было. «Газпром» тоже не горит желанием поставлять в Японию газ по трубопроводу, потому что компании неизвестно, кто будет потом отвечать за устранение аварий, которые, очевидно, будут возникать в ходе эксплуатации этого газопровода. Ведь по условиям контракта «Газпром» обязан поставлять газ, но непонятно, кто будет нести ответственность в случае форс-мажора и проблем с подводной трубой. Формально виноватым окажется именно российский концерн, который не сможет выполнить требования договора по поставке газа», – сообщил эксперт.

Сложности могут возникнуть и с ресурсной базой газопровода.

«На Сахалине работает только один завод по сжижению, действующий в рамках проекта, – «Сахалин-2». Сейчас изучается возможность строительства третьей очереди этого проекта. Однако газ для него собираются брать из Южно-Киринского месторождения. Эту же ресурсную базу предполагается использовать для отправки газа во Владивосток и далее в Китай. Сейчас рассматриваются два варианта – либо сжижать его на месте, либо протянуть трубу до Владивостока, а потом транспортировать его по ГТС Хабаровск – Владивосток и дотянуть трубу до Китая. Прокладывать газопровод до Японии что от Сахалина, что от Владивостока гораздо сложнее», – говорит Правосудов.

Поэтому все склоняются к варианту торговли с Японией сжиженным газом: «СПГ-завод в рамках проекта «Сахалин-2» с точки зрения отдачи капитала самый эффективный СПГ-проект в мире. И почему бы в этом направлении не работать и дальше?»

Покупатель-монополист – это всегда нехорошо

Экономист Саид Гафуров заметил, что Россия не может до конца доверять Японии.

«Япония – страна демократическая, правительства там меняются. При этом в руководстве этой страны существует очень сильная антироссийская политическая фракция. Попытки решить политические вопросы с помощью подобных экономических проектов разделяются не всеми представителями японского руководства. Сейчас это большинство, но оно неустойчивое. Поэтому высока вероятность того, что к власти в Японии могут прийти люди, склонные использовать совместные экономические проекты против нас. С этим ничего сделать нельзя, можно только смириться и попытаться работать в таких условиях. Газопровод – это долгосрочные инвестиции, которые неизбежно столкнутся с политическим вопросом. И это в большей степени касается не самого строительства ГТС, а его управления. Включаться в столь сложный проект со страной, в которой к власти может прийти антироссийское лобби, очень рискованно», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Саид Гафуров напомнил, что Япония присоединилась к антироссийским санкциям, поэтому в определенной ситуации строительство газопровода может стать политическим ходом, разрушающим санкционный режим.

«Развивать такое сотрудничество нужно. Другое дело, что японцы вряд ли смогут пойти против воли США. Попытки снабжения Японии российским газом – это слишком серьезный вопрос, чтобы его «выдергивать» из политического контекста и пытаться рассматривать только с экономической точки зрения. Пока японцы ничего не смогут сделать в данном направлении, так как присоединились к режиму санкций. Тем не менее они уже несколько раз демонстрировали свое недовольство санкционными ограничениями, даже без учета проблемы островов. В первую очередь санкции не устраивают большой бизнес», – считает Гафуров.

Он отметил, что с экономической точки зрения, конечно, есть разница между газопроводом и танкерным флотом.

«Считается, что на расстоянии от 1000 до 1500 км газопровод выгоднее, чем танкерный флот. Но это если считать только операционные издержки. Хотя, конечно, на такой небольшой дистанции между РФ и Японией в конечном счете газопровод был бы выгоден, но разница не настолько большая. Для России в этом направлении лучше не ограничивать себя только одним рынком сбыта. В случае строительства газопровода, он будет привязан именно к Японии. Построив танкерный флот, Россия сохраняет за собой возможность менять рынки сбыта», – резюмировал экономист.

Газопровод выгоден России и Японии

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что проект газопровода с экономической точки зрения выгоден и Москве, и Токио, но его реализации помешает политика.

«Япония нуждается в газе, а России нужны новые рынки сбыта. Вместе с тем это сложный технический проект. Поэтому, даже если предварительные договоренности по его реализации будут достигнуты, до строительства пройдет много времени. Кроме того, сейчас существует несколько политических факторов, которые могут помешать созданию этого газотранспортного проекта», – сообщил эксперт в интервью «НиК».

Во-первых, присутствует фактор Китая, который будет не в восторге от подобного сотрудничества Москвы и Токио: «Японо-китайские отношения очень сложные. Российско-китайское сотрудничество в газовой сфере сейчас постоянно увеличивается. РФ строит газопровод «Сила Сибири», и есть планы по его расширению. К тому же Китай не так давно отказался от четвертой нитки газопровода из Туркменистана в пользу российского проекта. Это свидетельствует о стратегическом выборе Пекина, который благодаря этому шагу решил сделать именно Москву своим главным партнером в энергетике».

Дмитрий Журавлев отметил, что второй основной проблемой, встающей на пути этого газопровода, является вечная проблема «северных территорий», то есть территориальный спор России и Японии: «РФ может пойти на строительство газопровода только в том случае, если эта проблема как минимум не будет подниматься».

Журавлев уверен, что газопровод может послужить причиной улучшения отношений двух стран, но только при условии политической воли японского руководства.

«Это внутриполитический вопрос Японии. Элита этой страны уже согласна. Их устраивает экономическое сотрудничество с Россией, поскольку в Японии затяжной экономический кризис, который длится десятилетия. Для элиты сотрудничество с Россией – это стратегический шаг. Но они полвека рассказывали своему народу, что жуткие русские отобрали у Японии территорию. И этот внутриполитический вектор сложно сразу затормозить. Газопровод может помочь наладить отношения меду странами, но для этого японской элите придется хотя бы части населения объяснить, что стратегическое партнерство с РФ важнее. Затем, в ходе реализации этого проекта, отношение японского общества к РФ может постепенно меняться в лучшую сторону», – уверен Дмитрий Журавлев.

Газопровод подтолкнет СПГ

Как заявлял в 2015 году министр энергетики РФ Александр Новак, в Японии существуют законодательные сложности, которые пока препятствуют прокладке газопровода.

«У нас постоянный контакт, есть межправительственные отношения, но, к сожалению, проект по строительству газопровода экономически не обоснован. Япония, как потребитель сжиженного природного газа, имеет закон, который позволяет использовать СПГ для выработки тепла. Подробных обоснований по строительству газопроводов нет. Если они будут, российская сторона готова их рассмотреть», – цитировали заявление министра «Вести. Экономика».

Возможно, в 2017 году Япония уже будет готова дать зеленый свет строительству газопровода и на законодательном уровне. Но скорее, на данном этапе переговоры о расширении энергетического сотрудничества Москвы и Токио приведут к расширению уже действующего СПГ-проекта на Сахалине. Тем более что в консорциум, управляющий проектом «Сахалин-2», входят японские компании.

"