Posted 31 января 2020,, 12:37

Published 31 января 2020,, 12:37

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Тема недели: в Арктике теплеет инвестиционный климат

31 января 2020, 12:37
Минвостокразвития ожидает, что уже летом российская Арктика получит полноценную возможность для привлечения инвестиций

Прошедшая неделя внесла ясность по вопросу развития нефтегазовых проектов в высоких широтах. В четверг, 30 января, правительство одобрило подготовленный Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики пакет законопроектов, предусматривающий льготы для инвесторов, планирующих реализовать на арктических территориях новые проекты. Таким образом, можно считать, что длительные споры по арктическим льготам подошли к концу, хотя, конечно, еще предстоит рассмотрение в Государственной Думе РФ и подписание президентом России. Тем не менее министерство ожидает, что уже летом российская Арктика получит полноценную возможность для привлечения инвестиций.

В своем комментарии для «НиК» пресс-секретарь Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Марина Евсеева сообщила, что главная цель нового пакета законопроектов — привлечение инвестиций.

«Весь пакет законопроектов настроен на одну цель, чтобы инвестиции приходили в Арктику. Будут строиться новые предприятия, а с ними создаваться рабочие места. Соответственно, всё это будет улучшать социальную инфраструктуру. Это именно то, что необходимо жителям приарктической зоны»,

— рассказала пресс-секретарь.

По ее словам, систему преференций, представленных в новом пакете законопроектов, нужно рассматривать в комплексе. «Есть еще Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года, документ „Основы государственной политики в Арктике“. Когда вся эта работа будет утверждена и подписана президентом, тогда в Арктике всё будет хорошо», — заметила Евсеева.

Напомним, согласно принятому документу Минвостокразвития, арктические льготы предусмотрены для четырех групп инвестпроектов: добыча углеводородного сырья на шельфе, добыча на континентальной части, производство СПГ (теперь туда же включат газохимию), а также прочие проекты. Для всех категорий инвестпроектов субъекты РФ получают право снижать до нуля региональные части земельного налога, а также налоги на прибыль и имущество.

Льготы первой группе проектов, связанных с добычей углеводородов на шельфе: НДПИ — 5% для нефти и 1% для газа в течение 15 лет промышленной добычи.

Вторая группа касается мер поддержки газохимических и СПГ-проектов. Здесь ведомства решили распространить льготы, предоставленные НОВАТЭКу при строительстве «Ямала СПГ», на другие подобные проекты в регионе. Так, для СПГ-производств планируется предусмотреть нулевую ставку НДПИ в течение 12 лет с момента поставки первой партии продукта.

Кстати, в Министерстве энергетики РФ «НиК» сообщили, что Минэнерго участвовало в разработке Арктической стратегии, была проведена обширная совместная работа с Минвостокразвития. «По нашим расчетам, ресурсная база Ямала позволяет достичь обозначенных в документе показателей по производству СПГ», — указали в ведомстве.

Директор Российского газового общества Роман Самсонов указал, что разработанный Минвостокразвития пакет законопроектов является положительным с точки зрения введения определенной дифференциации арктических проектов. В то же время он отметил, что пока не ясно, как этот формат будет действовать на конкретные месторождения.

«Такого рода решения требуют серьезной экспертизы, и мы готовы ее провести в Российском газовом обществе.

Надо понять, как эти законопроекты корреспондируются друг с другом. Опыт различных налоговых маневров, когда с большим трудом состыкуются интересы Минфина, Минэнерго, Минприроды и других ведомств, говорит о том, что им нужен глубокий анализ», — заявил Самсонов.

Третья группа — льготы для месторождений на суше в новых нефтегазовых провинциях, к ним относится проект «Восток Ойл», в который входят новые участки «Роснефти» в Красноярском крае, СП с британской ВР «Ермак», проект «Нефтегазхолдинга» «Пайяха». Это новая, пятая категория месторождений в рамках НДД, она включает нулевой НДПИ в течение первых 12 лет промышленной добычи, а начиная с 13-го года и по 17-й — поэтапный выход на полную ставку НДПИ, предусмотренную для режима НДД. Для проектов на Таймыре — налоговый вычет из НДПИ Ванкорского кластера (в части, превышающей базовые нефтегазовые доходы бюджета, то есть 60–70 млн рублей в год).

Законопроекты предусматривают поддержку и инфраструктурных проектов, таких как строительство портов, промышленных предприятий и т. д. Для них предусматривается нулевая ставка налога на прибыль в течение 10 лет при условии понижения субъектом РФ региональной части налога на прибыль. Кроме того, законопроекты предусматривают обнуление НДС на услуги по морским перевозкам экспортных грузов и их ледокольному сопровождению, что стимулирует использование Северного морского пути.

Координатор программ ПОРА Андрей Иванов в своем комментарии для «НиК» также отметил, что новый пакет льгот будет способствовать привлечению инвесторов в арктические проекты.

«Но помимо них, необходимым условием является широкое развитие промышленной и социальной инфраструктуры.

Потенциальные инвесторы должны воочию убедиться в последовательности реализации таких поддерживающих проектов. Например, Северный широтный ход, мосты через Обь и Лену, новые автодороги, дноуглубительные работы в ключевых портах, развитие малой авиации и аэропортов», — указал Иванов.

Напомним, ранее Владимир Путин во время визита на Землю Франца-Иосифа говорил о том, что должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнерства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоение шельфа и повышение конкурентоспособности Северного морского пути. «Интерес к работе с нами очень большой, и его нужно, безусловно, подкрепить реальными совместными проектами. Мы открыты для широкого партнерства с другими государствами, для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов — от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии. В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики РФ», — заявил президент.

Данный пакет законопроектов полностью отвечает задачам, озвученным президентом, по развитию партнерских отношений при реализации арктических проектов.

Вместе с тем не стоит забывать, что проблемы освоения Арктики обсуждались давно. Драйверами этого процесса были, конечно же, нефтегазовые компании. Они прекрасно понимали, как сложны в освоении высокие широты, особенно в той части, где совершенно отсутствует какая-либо инфраструктура.

В то же время именно нефтегазовый бизнес старался донести до правительства тот факт, что арктические проекты могут решить многие экономические и геополитические задачи России, а также предоставить основные точки роста российской экономике.

Напомним, руководитель компании «Роснефть» Игорь Сечин ранее сообщал, что создание арктического кластера «Восток Ойл» позволит обеспечить до 2024 года 80 млн тонн грузопотока по Северному морскому пути. «Арктический кластер может обеспечить добычу нефти уже к 2024 году. К 2024 году — первая фаза, с ростом до 100 млн тонн к 2030-му», — констатировал он. Сечин также выразил уверенность в том, что объединенные активы станут со временем центром привлечения стратегических инвесторов.

В целом в отрасли считают, что данный пакет законопроектов позволяет перевести льготы для работы в Арктике в более систематический режим и это, безусловно, оправданно с учетом большой сложности и капиталоемкости шельфовых проектов.

По мнению отраслевых экспертов, правильно, что правительство одобрило не точечные меры, а льготы, которые касаются всех арктических проектов.

Такой подход дает возможность рассматривать налоговую нагрузку на долгосрочный период, а это очень важно для инвесторов, особенно частных и зарубежных. Это оправданные льготы, позволяющие привлечь крупные долгосрочные инвестиции в малонаселенные арктические регионы. Развитие данных территорий решает не только серьезные экономические и социальные задачи, но и способствует долгосрочному закреплению хозяйственного присутствия России в Арктике, обеспечивает РФ практическое и технологическое лидерство в освоении Заполярья.

Екатерина Вадимова

"