Posted 31 января 2019, 12:49

Published 31 января 2019, 12:49

Modified 15 сентября 2022, 20:21

Updated 15 сентября 2022, 20:21

Маневр начал «ломать» НПЗ

31 января 2019, 12:49
Смогут ли финансовые проблемы Антипинского и других независимых НПЗ повлиять на параметры налогового маневра в российской нефтяной отрасли?

Налоговый маневр начал активное воздействие на российскую нефтепереработку. Как и предполагали аналитики Сбербанка, первыми его воздействие начали ощущать независимые НПЗ. В частности, еще до Нового года стало известно, что серьезные финансовые трудности испытывает один из крупнейших частных независимых нефтеперерабатывающих заводов России — Антипинский НПЗ в Тюменской области. Как сообщило тюменское издание «Наш город», в декабре 2018 г. предприятие было вынуждено полностью остановить переработку из-за отсутствия средств на покупку нефти.

На выручку НПЗ пришел Сбербанк, одобрив кредит в размере 23 млрд руб. Банк осенью стал стратегическим партнером завода, получил «золотую акцию».

У завода давно проблемы с финансами: в 2017 г. при выручке 186 млрд руб. чистая прибыль Антипинского НПЗ составила всего 26,5 млн руб., сократившись в 46 раз.

30 января зампредседателя правления банка Анатолий Попов сообщил, что предприятия группы «Новый поток» (которой принадлежит Антипинский НПЗ) полностью «восстановили операционную деятельность и фактически в январе вышли уже почти на свою регулярную мощность».

Для того чтобы обеспечить операционную деятельность, банк предоставил финансирование и обеспечивал необходимый объем оплат поставщикам сырой нефти, сказал зампредседателя правления банка. По его словам, выделять дополнительное финансирование предприятиям «Нового потока» банк пока не планирует.

Надолго ли возобновлена операционная деятельность предприятия, пока неясно. В декабре в прессу просачивалась информация, что завод находится на «горячей циркуляции», то есть нефть поступила на переработку, но конечных нефтепродуктов для продажи НПЗ не производил, они оставались циркулировать в системе. В таком состоянии предприятие может находиться сколь угодно долго: оно работает, но нефть не расходует. Это делается для того, чтобы избежать расходов на консервацию и расконсервацию производства.

Эксперты издания отметили, что на деньги, выделенные Сбербанком, можно купить 1 млн тонн сырья, чего хватит для возобновления работы.

Можно сказать, что дальнейшая судьба предприятия пока полностью зависит от средств банка.

В 2018 г. предприятия «Нового потока» снизили переработку на 7,9% к уровню 2017 г. — до 12,2 млн тонн. Сильнее всего переработка упала именно на Антипинском НПЗ — на 8,2% (до 6,2 млн тонн) с января по ноябрь 2018 г. в сравнении с 2017 г. За 11 месяцев 2018 г. поставки нефти на Антипинский НПЗ снизились на более чем 8%, до 6,2 млн тонн.

Помимо солидной задолженности перед Сбербанком, у предприятия много долгов поменьше.

В октябре 2018 г. сообщалось, что московская компания «Техинновации» подала к Антипинскому НПЗ гражданский иск в Арбитражный суд Тюменской области на сумму около 18,1 млн руб. «Техинновации» уже обращались с иском о взыскании с Антипинского НПЗ 77,4 млн руб. долга за оказанные услуги. Стороны заключили мировое соглашение, по которому НПЗ признает 75,8 млн руб. и обязуется выплатить их в рассрочку. В целом за 2018 г. в отношении Антипинского НПЗ было подано более 130 исков.

В середине января появилась информация, что Арбитражный суд Тюменской области отказался принять заявление ООО «Режевской кабельный завод» о банкротстве НПЗ — «Режкабель» обратился в суд из-за просроченных обязательств в размере 19,5 млн руб. НПЗ ответил, что погашение задолженности происходит по утвержденному графику и причин для требований банкротства предприятия нет. Иначе говоря, завод регулярно испытывает финансовые трудности и вынужден затягивать расчеты с контрагентами.

В материале «Нашего города» подчеркивается, что Антипинский НПЗ — современное предприятие, построенное с нуля и запущенное в 2006 г. Как говорится на официальном сайте НПЗ, одной из особенностей завода является «уникальная глубина переработки — 98%, — рекордная во всей отрасли». Качество дизельного топлива соответствует стандарту Евро-5; в 2018 г. начато производство бензинов стандарта Евро-5. Завод подключен к магистральному нефтепроводу «Транснефти», расположен центре Уральского федерального округа на территории с развитой логистической инфраструктурой. У «Нового потока» есть своя сеть заправок в Тюмени и госконтракты с муниципальными структурами.

Так почему же предприятия «Нового потока», в том числе и крупнейшее — Антипинский НПЗ, — балансируют на грани банкротства?

Эксперты приводят множество причин, объясняющих ситуацию.

Одна из них — избыток перерабатывающих мощностей.

За 2018 г. переработка нефти в России выросла на 2,5%, почти до 287 млн тонн. При этом внутри страны потребляется около 150 млн тонн, а для экспорта нефтепродуктов надо иметь выход на мировой рынок и выгодное приграничное расположение. В сегменте продуктов с высокой добавленной стоимостью конкурировать придется с мировыми игроками — Shell, ExxonMobil, Total.

Розничные продажи не приносят серьезной маржи. Многие участники отрасли говорят, что рентабельность АЗС с учетом расходов на содержание бизнеса вообще скатывается к нулевой отметке.

Это если работать честно, продавая качественный бензин и платя налоги. Надеяться на всплеск инвестиций независимым переработчикам не стоит, поскольку, учитывая новое налоговое законодательство, вложение средств с прицелом на рост внутреннего рынка не оправдается.

Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью «НиК» напомнил, что первоначально Антипинский НПЗ создавался для того, чтобы приблизить переработку нефти к внутреннему потребителю нефтепродуктов.

«В тех налоговых условиях, которые первоначально закладывались, предприятие было очень привлекательным с экономической точки зрения. Сейчас ухудшилась финансовая ситуация для всех НПЗ, преимущественно ориентированных на внутренний рынок. Им гораздо тяжелее, чем тем, что работают на экспорт», — напомнил эксперт.

По его мнению, Антипинский НПЗ — это настолько крупное и важное промышленное предприятие для региона, что, если выяснится, что его финансовые проблемы вызваны налоговым маневром, это может привести к изменениям параметров всего налогового маневра в российской нефтяной отрасли.

Отвечая на вопрос о возможности поглощения независимых нефтеперерабатывающих заводов ВИНКами, Белогорьев заметил, что независимые НПЗ им неинтересны.

«Доходность переработки очень сильно упала. Для них нет смысла какой-то интеграции новых мощностей», — пояснил эксперт.

Заметим, что еще до окончательного принятия налогового маневра в нефтяной отрасли аналитики Сбербанка давали крайне неутешительный экономический прогноз по дальнейшему развитию отрасли.

«Исходя из нашей оценки, обсуждаемая редакция завершения налогового маневра приведет к дисбалансу на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива и окажется губительной для большинства независимых НПЗ.

Только по Афипскому, Антипинскому, Орскому и Хабаровскому заводам существует риск потери более 8 тыс. квалифицированных рабочих мест, 50,6 млрд руб. в год таможенных и налоговых платежей и снижение обеспечения регионов собственным топливом. Снижение программ модернизации может привести к банкротству ряда подрядных организаций. В случае остановки НПЗ и прекращения финансирования инвестиционных проектов можно будет ожидать последующего снижения товарооборота и загрузки «Российских железных дорог», тарифы которых во многом основаны на перекрестном субсидировании за счет перевозки нефтепродуктов», — прогнозировали в крупнейшем российском банке.

К сожалению, опасения стали подтверждаться.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь