«Грязная» нефть превращается в «золотую»
Аналитика

«Грязная» нефть превращается в «золотую»

30 мая 2019, 11:23Екатерина Вадимова
Авария на нефтепроводе «Дружба» начинает приобретать финансовые и политические очертания, какая стороны вопроса из этих двух окажется важнее — покажет время

Авария на нефтепроводе «Дружба» начинает приобретать первые «финансовые» очертания. На днях Белоруссия значительно повысила стоимость транзита «грязной» российской нефти в реверсном направлении, хотя, согласно экспертному мнению, это сырье не может нанести вред непосредственно нефтепроводу. Возможно, это является частью компенсации за поставку некачественного черного золота, а может, только «прелюдией» к основным финансовым претензиям, которые будут предъявлены российской «Транснефти».

Напомним, что Белоруссия с 24 мая начала перекачку загрязненной хлорорганическими соединениями российской нефти в направлении ЛПДС «Унеча» в Брянской области. 28 мая Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии установило новые тарифы на услуги по транспортировке нефти по трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба», расположенным в Белоруссии.

Согласно этому постановлению, с 23 мая по 1 октября стоимость прокачки нефти за одну тонну нетто (без НДС) по маршруту нефтеперекачивающая станция «Кобрин» (граница Белоруссии и Польши) — «Унеча» (Высокое) составит 330,53 руб., «Унеча» (Высокое) — Полоцк — Невель — 191,2 росс. руб. за тонну. Тарифы на прокачку нефти по маршруту ЛПДС «Мозырь» — «Унеча» (Высокое) не повысились и составили 70,44 росс. руб., что соответствует стоимости прокачки, установленной с 1 февраля 2019 г.

На этом фоне неоднозначно прозвучало заявление первого вице-премьера российского правительства, министра финансов Антона Силуанова, который назвал неправильным тот факт, что государство будет платить «за косяки компании, которая занимается поставкой нефти». Так он прокомментировал возможное снижение порога дивидендов «Транснефти».

«Любые вопросы могут обсуждаться, но если вы спросите мое мнение, то неправильно, что, по сути, будет бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти», — сказал министр.

Советник президента «Транснефти» и пресс-секретарь Игорь Демин в свою очередь заявил, что компания не просила и не собирается просить правительство разрешить ей снизить размер дивидендов в связи с приостановкой прокачки нефти за границу после попадания в нефтепровод «Дружба» хлорорганики, поскольку это решение днем ранее подтвердил совет директоров «Транснефти».

«Считаю необходимым вспомнить: когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это «косяком в работе Минфина». Полагаю, что в данном случае Антон Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», — цитирует Демина «Интерфакс».

Ранее вице-премьер Дмитрий Козак отмечал, что «Транснефть» компенсирует убытки, которые компании понесли из-за загрязнения «Дружбы», а ее затраты на эту компенсацию учтут в качестве затрат при утверждении дивидендов. Пока общая сумма финансовых потерь российской компании неизвестна. Глава Минэнерго РФ Александр Новак считает, что они не превысят $100 млн. Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее заявлял, что потери страны из-за «грязной» российской нефти составили сотни миллионов долларов.

В любом случае скандал уже давно вышел за рамки российско-белорусских отношений.

По данным Reuters, европейские компании Total и Eni также отказываются платить за нефть из России и требуют возмещения убытков.

Российские отраслевые эксперты отмечают, что в аварии в той или иной степени виноваты все компании, участвующие в транзите нефти, поэтому они все должны защищать свои интересы в судебном порядке, а не выносить данный конфликт в геополитическую плоскость. Кроме того, не совсем понятно, почему реверс нефти стал столь дорогим — примеси могут вывести из строя именно нефтеперерабатывающее оборудование.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев отметил в интервью «НиК», что белорусская сторона старается трактовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.

«При нормальном давлении и температуре смесь нефти с дихлорэтаном инертна и никаких стенок труб не растворяет. Смесь становится агрессивной при давлении в несколько сот атмосфер и температуре в несколько сот градусов.

Никаких оснований для увеличения тарифа на прокачку, кроме желания срубить денег, по большому счету нет», — заявил эксперт.

Он считает, что с политической точки зрения оспаривать это решение Белоруссии вряд ли кто-нибудь станет, а с точки зрения хозяйственной деятельности, безусловно, его надо оспаривать.

«По какому пути пойдет „Транснефть“ в данном случае, мне сказать сложно. Если главной будет политическая составляющая, они оспаривать не станут. В случае превалирования хозяйственной составляющей, безусловно, решение будет оспорено», — указал Танкаев.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что повышение тарифов на реверс нефти по нефтепроводу «Дружба» — истерика белорусской стороны.

«Белоруссия живет на первичной переработке российской нефти и таким образом пытается закрыть бюджетные дыры. Это вопрос: а сколько из России еще можно выжать?»

— предположил эксперт.

Отвечая на вопрос, насколько верна позиция министра финансов РФ в отношении «Транснефти», Танкаев подчеркнул, что «Транснефть» приняла на себя все обязательства по этой партии нефти, поэтому будет платить все штрафы в связи с аварией.

«Но я не понимаю Силуанова, где он нашел обязательства государства. Действительно, „Транснефть“ будет платить меньше дивидендов и государство в связи с этим потеряет часть дохода в виде недополученной прибыли», — пояснил эксперт.

Он заметил, что бывают ситуации, когда компании не понижают дивиденды, а вместо этого берут кредиты на их выплату.

«Пойдет ли на такой шаг „Транснефть“ или нет, сказать не могу. В компании меняется руководство, и очень сложно предположить, как будет реагировать новое руководство на эту ситуацию», — отметил Танкаев.

Первый проректор Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева, член экспертного совета при Минэнерго РФ Роман Самсонов в интервью «НиК» заявил, что эта авария стала свидетельством системных проблем.

«В создании этой проблемы довольно давно участвовали разные компании, и спекуляции на тему того, кому они принадлежат, имеют вторичный характер. Важна технологическая сущность проблемы. Она состоит в том, что, с одной стороны, есть вопросы, связанные с самим качеством нефти, а с другой — вопросы к системе учета и контроля. Поэтому доминирование прав и принципов единого регулирования должно превалировать. В этом смысле можно точно сказать, что многие участники событий длительное время нарушали эти нормы и правила», — пояснил эксперт.

По его мнению, если нарушаются требования осуществляемых контрактов, это говорит о том, что участники всей системы трубопроводной транспортировки неудовлетворены тем, как она работает.

«Каждый из участников, неважно из какой страны, имеет полное право реагировать на произошедшее. Все поставки законтрактованы, везде есть нормы, требования и правила. Если они нарушаются, каждый участник должен обезопасить себя и свои контрактные обязательства. И вопрос политики тут второстепенный. Раньше были арбитражные суды, потом их почему-то убрали, и сегодня подобные споры разбирать практически негде.

Все участники транспортировки углеводородного сырья должны иметь возможность все эти вопросы решать между собой на производственном уровне. Сегодня такой возможности у них нет. Благодаря этому решение данных вопросов выходит за рамки технического регулирования и переходит в геополитическую плоскость»,

— подчеркнул Самсонов.

Между тем эпидемия «грязной» нефти шагает по планете. Так, по данным ряда СМИ, в США разгорается скандал, связанный с отравлением нефти в стратегическом хранилище Bryan Mound, расположенном в штате Техас на берегу Мексиканского залива. На «отравленное» сырье якобы уже пожаловались сразу несколько крупных компаний, в том числе Shell и PetroChina. Отмечается, что полтора миллиона баррелей нефти из Bryan Mound прошлым летом купила ExxonMobil. При проверке партии выяснилось, что уровень сероводорода в ней зашкаливает и превышает допустимый в 250 раз.

Впервые о ядовитой нефти стало известно еще год назад, указанные компании покупали ее все в том же Bryan Mound. В жалобе Shell указывалось, что уровень сероводорода достигал 600 частей на миллион. Уровень сероводорода в нефти, которую отправили в Китай, достигал рекордных 9000 частей на миллион. В хранилище Bryan Mound находится более 230 млн баррелей нефти.

Вместе с тем российские эксперты не подтверждают данную информацию, отмечая, что она никогда не обсуждалась на официальном уровне.

«Стратегический резерв США находится в гигантских полостях, которые вымыты в соляных куполах на побережье Мексиканского залива. Они соединены сложной системой трубопроводов и контроля за качеством сырья. Вряд ли туда попала „грязная“ нефть, нужны какие-то совсем удивительные обстоятельства, которых я не наблюдаю», — пояснил «НиК» Танкаев.

Отметим, что в США судебные институты работают исправно. Возможно, именно поэтому широкой общественности факт загрязнения нефти стал известен спустя год. До этого компании с успехом отстаивали свои интересы в судебном порядке.

Екатерина Вадимова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter