Posted 29 декабря 2018, 09:05
Published 29 декабря 2018, 09:05
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Одной из ключевых тем начавшейся предвыборной кампании на Украине практически сразу стали газовые тарифы: обещание их снизить входит в программу ряда политиков, намеренных побороться за пост президента страны. Несбыточность этих заявлений не вызывает никакого сомнения, но для рядового украинского избирателя, обремененного постоянно растущими коммунальными тарифами, обещания дешевого газа от Юлии Тимошенко могут оказаться куда более убедительными, чем милитаристская риторика Петра Порошенко.
«В эти дни люди по всей стране получают платежки за коммунальные услуги, – обратилась Юлия Тимошенко к соотечественникам со своей страницы в Facebook в середине декабря. – У большей части украинцев цифры, которые они там видят, за тепло, за горячую воду, за газ, вызывают шок и отчаяние. Вы знаете, что я не один раз заявляла: цены на газ для людей необоснованно завышены и несправедливы. Однако кое у кого еще есть сомнения, что их можно снизить в два раза».
Чтобы последнее утверждение не выглядело беспочвенным популизмом, Тимошенко обратилась к «языку цифр», приведя такую аргументацию.
Во-первых, сослалась на официальные данные «Нафтогаза Украины», согласно которым население страны потребляет 15,8 млрд куб. м газа в год, а украинские государственные компании добывают 16,4 млрд куб. м.
«Вы видите, что украинского газа больше, чем нужно людям?» – задается вопросом Тимошенко.
Во-вторых, она продемонстрировала бухгалтерскую отчетность «Укргаздобычи», где утверждается, что себестоимость украинского газа составляет всего 1,1 гривны ($0,04) за кубометр. К этому, утверждает Тимошенко, надо добавить расходы на транспортировку и распределение газа (0,94 гривны за кубометр), налоги в виде ренты за добычу (0,58 гривны) и НДС (0,59 гривны), а также прибыль добытчика (0,33 гривны) в размере 30% «на развитие отрасли». В результате эта формула «справедливой цены» дает стоимость газа 3,55 гривны ($0,13) за кубометр. «Почему тогда в платежках нам нарисовали 8,55 гривны за кубометр?» – задается вопросом Юлия Владимировна.
«Я гарантирую: цена на газ, тарифы на тепло и горячую воду будут снижены как минимум вдвое. Справедливость будет восстановлена», – резюмировала Тимошенко, после чего билборды с соответствующим слоганом незамедлительно украсили города страны.
Но, как оказалось, приведенная калькуляция не предел мечтаний соискателей президентского кресла. Всего через несколько дней после выступления Тимошенко на улицах Киева появилась наружная реклама от депутата Верховной рады, лидера Социал-демократической партии Украины Сергея Каплина, обещающая снизить тарифы на газ в четыре раза. Каплин позиционирует себя как единственный кандидат в президенты Украины, представляющий левые силы, хотя его шансы на успех оцениваются как мизерные.
Другое дело – Тимошенко: по данным последнего исследования украинской социологической группы «Рейтинг», за нее готовы проголосовать 20,8% тех, кто определился с выбором.
Действующий президент Петр Порошенко оказался на третьем месте (11,1%), пропустив вперед шоумена Владимира Зеленского (13,4%).
Ставка Порошенко на бряцание оружием и некий изобретаемый на коленке «традиционализм» вместе с гротескным сюжетом про автокефалию Украинской православной церкви явно проигрывает насущным заботам большинства украинцев. Процитированные заявления украинских политиков легли, разумеется, в хорошо удобренную почву. Доля расходов украинских домохозяйств на оплату услуг ЖКХ и так уже составляет порядка 40% их бюджетов, а с 1 ноября стоимость газа вновь повысилась, теперь сразу на 22,87%, до указанного Юлией Тимошенко уровня 8,55 гривны за кубометр. С 1 января вырастут и тарифы на тепло, в которых газовая составляющая занимает 70-80%. Следующий этап повышения запланирован на 1 мая 2019 г., когда цена на газ для населения вырастет еще на 15,2%.
В среднесрочной перспективе риски для сферы украинского ЖКХ связаны с двумя проблемами, комментирует киевский экономический аналитик Денис Гаевский. Во-первых, износ инфраструктуры, которая, вопреки резкому поднятию тарифов, не модернизируется должным образом. А во-вторых, рекордные долги в отрасли: задолженность населения и бюджетных организаций по услугам ЖКХ уже составляет примерно 40 млрд гривен ($1,4 млрд) и продолжит увеличиваться в связи с очередным повышением тарифов.
Долги за газ уже порождают локальные протесты.
Например, по словам Гаевского, в начале ноября в ряде городов Украины (Смела, Кривой Рог) прошли локальные акции, связанные с отсутствием отопления в многоквартирных домах и бюджетных организациях. Причина заключалась в том, что местные коммунальные предприятия (поставщики услуг теплоснабжения) накопили долги перед «Нафтогазом Украины», который из-за этого не подписывал с ними договоры и не предоставлял лимиты газа. Эта ситуация была разрешена благодаря вмешательству центральной власти, в целом запасы газа в подземных хранилищах и угля на складах ТЭС позволяют бесперебойно завершить отопительный сезон, однако, отмечает Гаевский, все больше населенных пунктов Украины отказываются от централизованного отопления.
Кроме того, в связи с ростом цен на бензин и дизель все больше автовладельцев переходят на сжиженный газ, который примерно в два раза дешевле жидкого топлива, – в структуре продаж АЗС газ уже составляет 40%.
Происходит все это параллельно с реализацией властями курса на уменьшение количества получателей коммунальных субсидий. Эта политика проводится как путем предъявления все новых требований и ужесточения проверок получателей субсидий, урезания лимитов потребления, так и путем повышения минимальных зарплат и пенсий.
Принципиально важным моментом украинской избирательной кампании и разыгрываемой в процессе «газовой» карты является отсутствие настоящей политической субъектности у всех основных участников процесса внутри страны – все их решения и заявления формируются далеко за ее пределами.
Например, та же Юлия Тимошенко на протяжении 2018 г. совершила несколько визитов в США – последний по времени состоялся незадолго до ее декабрьского выступления по газовым тарифам. В ходе этой поездки Тимошенко встречалась со специальным представителем Госдепа США по вопросам Украины Куртом Волкером, с которым обсуждала последние политические события: конфликт в Керченском проливе и его последствия. Однако не следует забывать, что именно Волкер является одним из главных сторонников роста тарифов на газ для населения Украины.
«Киев начнет структурную реформу энергетического сектора в Украине и всей экономики. Это необходимо было сделать, поскольку этот сектор не столь устойчив, как был когда-то. Данное же решение будет способствовать стабильности в энергетической сфере», – заявил он, в частности, в связи с последним увеличением цены на газ для населения.
«Недавней провокацией в районе Керченского пролива Украина лишний раз дестабилизировала ситуацию в зоне прохождения «Турецкого потока», отнимающего у Киева 10-15 млрд куб. м транзитного российского газа,
– комментирует российский политолог Станислав Смагин. – Это усиливает позиции Украины на переговорах с Москвой о новом транзитном договоре в 2019 г., а Порошенко на потеху радикально настроенной публике набирает баллы в предвыборной гонке. Если же баллов все равно будет маловато, выборы и вовсе можно отменить под предлогом военной угрозы. Правда, такой вариант, судя по всему, не одобряет Вашингтон, уже не делающий ставку персонально на Порошенко, а предпочитающий насладиться соревнованием одинаково антироссийских и прозападных претендентов.
Поэтому Тимошенко в Америке, судя по всему, сумела договориться не о поддержке, но о возможности благожелательного нейтралитета.
Хотя, в отличие от Порошенко, Тимошенко не может использовать рычаги исполнительной власти для решения предвыборных задач, поэтому упирает на обещания, декларации и иные словесные фигуры».
Но, по словам Смагина, обещание Тимошенко снизить тарифы на газ сразу же вызвало резко негативную реакцию лагеря Порошенко. Чудесно спасенный от происков российского режима сотрудниками Службы безопасности Украины журналист Аркадий Бабченко заявил, что выполнение этого пункта программы Тимошенко толкнет Украину в объятия России, так как финансовое обеспечение популистских мер Киев сможет получить только от Кремля. А сам Порошенко еще до ноябрьского повышения тарифов на газ предпочел свалить вину за это на Тимошенко, припомнив ей былое. В конце октября президент Украины сообщил, что страна взяла на себя обязательства о повышении цены на газ и уравнивании в стоимости импортного газа и газа, добытого на собственной территории, еще 10 лет назад: «Кто на то время был премьер-министром, я называть не буду. На французском это звучит так: cherchez la femme. Но кто бы там ни был, подобные обязательства носят не персональный характер, а международно-правовой характер. Хотя брали одни, а выполнять должны другие. C'est la vie».
Попытался сделать хорошую мину при плохой игре и премьер-министр Владимир Гройсман, заявивший, что повышение цены всего на четверть, а не на 60%, как планировалось ранее, – это следствие невероятно эффективной работы кабмина. При этом, отмечает Смагин, Гройсман и «Нафтогаз Украины» сейчас пытаются возложить вину за плачевное состояние ЖКХ на местах на облгазы и газовые сбыты олигарха Дмитрия Фирташа, который еще в 2015 г. на допросе в австрийском суде рассказал о сговоре по приведению к власти Порошенко еще в бытность президентом Украины Виктора Януковича.
«Логика обвинения понятна, – поясняет политолог. – Фирташ, некогда делавший изрядную ставку на Порошенко, но встретивший с его стороны черную неблагодарность, сначала не исключал поддержки в президентской гонке бывшего министра обороны и депутата Верховной рады Анатолия Гриценко, однако сейчас, кажется, склонился к кандидатуре бывшего вице-премьера и бывшего же лидера «Оппозиционного блока» Юрия Бойко. Но рейтинг этих двух политиков пока не слишком велик».
Наконец, действующие украинские власти возлагают немалые надежды на то, что помощь в газовых спорах с Россией вновь придет из Евросоюза.
Совсем недавно Европарламент принял резолюцию по докладу «О реализации договора об ассоциации ЕС – Украина», где осудил строительство газопровода «Северный поток – 2» как «политического проекта, представляющего угрозу для европейской безопасности и для усилий по диверсификации источников снабжения энергией».
Кроме того, Украина, по словам Смагина, недавно добилась и ряда других нужных ей деклараций. В частности, после переговоров вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича с украинским министром иностранных дел Павлом Климкиным в Еврокомиссии заявили, что «долгосрочный транзит газа через Украину в страны Евросоюза является надежным и коммерчески целесообразным для энергетической безопасности ЕС». Одновременно еврочиновники подчеркнули, что ключевая проблема становления адекватного современного украинского газового рынка – появление независимого оператора национальной газотранспортной системы, в связи с чем Еврокомиссия пообещала помогать Киеву в отделении функций оператора ГТС и в последние недели этого года, и в течение следующего. Также председатель комитета немецкого Бундестага Норберт Реттген призвал пересмотреть позицию Берлина по «Северному потоку – 2», так как это геополитический, а не чисто коммерческий проект, призванный лишить Украину российского транзита.
Но эти тактические победы уходят на второй план под давлением внутренних проблем. В постоянно ухудшающихся затруднительных условиях в сфере ЖКХ властям Украины становится все сложнее одерживать на коммунальном фронте даже пропагандистские победы.
Например, резолюция Европарламента против «Северного потока – 2» осталась практически без внимания руководства Украины, хотя в иных условиях могла бы сойти за очередную «перемогу».
«Порошенко, конечно, привычно заявил, что «заграница с нами», но практические последствия эта резолюция едва ли будет иметь, поскольку носит лишь рекомендательный характер, – говорит Гаевский. – Ранее подобные призывы европарламентариев и правительства ряда европейских государств эффекта также не имели, и теперь козырей для Порошенко заявление Европарламента тоже не предоставит. Порошенко сделал ставку исключительно на триаду «Армия! Язык! Вера!», тем более что победа на выборах для него невозможна без масштабных фальсификаций.
Примечательно, что на фоне борьбы Киева с «Северным потоком – 2» из его поля зрения выпали газопроводы Южного газового коридора, которые также отберут поступления за транзит газа».
Тем не менее, добавляет аналитик, учитывая политизацию международных институций, есть определенные шансы на удовлетворение новых ожидаемых исков «Нафтогаза Украины» в Стокгольмский арбитраж с требованием компенсировать убытки от запуска «Северного потока – 2».
Николай Проценко