Posted 29 ноября 2016,, 06:00

Published 29 ноября 2016,, 06:00

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Либерализация для монополизации

29 ноября 2016, 06:00
Федеральная антимонопольная служба в 2017 году собирается реализовать пилотный проект по отмене регулирования цен на газ в трех регионах – Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском округе. Однако по сути эта на первый взгляд либеральная инициатива ФАС направлена на укрепление позиций монополиста газового рынка РФ «Газпрома».
Сюжет
Газпром

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2017 году собирается реализовать пилотный проект по отмене регулирования цен на газ в трех регионах – Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском округе. Однако по сути эта на первый взгляд либеральная инициатива ФАС направлена на укрепление позиций монополиста газового рынка РФ «Газпрома». Она позволит компании Алексея Миллера продавать газ в трех регионах по более низким ценам. Насколько это будет выгодно конечным потребителям энергосырья сказать сложно, а вот то, что эта инициатива даст преимущества монополии и на внутреннем рынке страны и осложнит работу независимых поставщиков газа – совершенно точно.

Стоит напомнить, что в настоящее время только «Газпром» обладает правом осуществлять экспортные поставки газа по трубопроводам. Причем, он не только владеет и обслуживает газотранспортную систему страны, как, например, «Транснефть» – компания, управляющая работой российских нефтепроводов. «Газпром» имеет право покупать газ у других компаний, по ценам, которые сам и устанавливает. А если учесть, что абсолютно все нефтегазовые компании обязаны сдавать сухой отбензиненный газ (продукт переработки попутного нефтяного газа) по тем ценам, которые он предложит, положение «Газпрома» можно считать не таким плохим. И если независимые поставщики пока еще могут работать на внутреннем рынке, то после реализации инициативы ФАС для них будут созданные еще более неравное условия.

Рынок может столкнуться с дефицитом

Стоит отметить, что ранее заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорил о том, что правительство ХМАО и Тюменской области, «Газпром», независимые производители и потребители газа поддержали реализацию с 2017 года этого эксперимента. Голомолзин сообщал, что в качестве рыночных индикаторов цен в рамках проекта будут использоваться биржевые котировки, внебиржевые индексы цен и индексы зарубежных сопоставимых рынков. По его словам, предполагается, что с первого квартала 2017 года параметры объема ежемесячной реализации природного газа на биржевых торгах составят не ниже 3 млрд куб. м, при этом будет соблюден принцип регулярности и равномерности.

Однако компании пока не спешат продавать газ через биржу и согласие независимых поставщиков «голубого топлива», видимо, было весьма условным. В середине ноября 2016 года в средствах массовой информации было опубликовано письмо Игоря Сечина и Леонида Михельсона, руководителей двух самых крупных конкурентов «Газпрома» – «Роснефти» и НОВАТЭКа. В нем они выразили свое несогласие с проектом либерализации внутренних поставок газа в трех регионах: «До создания равных экономических условий для всех участников газового рынка такой ценовой эксперимент будет иметь негативные последствия для отрасли».

Руководители «Роснефти» и НОВАТЭКа напомнили, что до сих пор не выполнены поручения прошлогодней президентской комиссии по ТЭКу, прошедшей 27 октября 2015 года. Напомним, на ней было решено создать равные экономические условия для всех участников газового рынка России и обеспечить установление единого экономически обоснованного тарифа на транспортировку газа. В частности, до сих пор не обеспечен недискриминационный доступ к трубопроводам и подземным хранилищам «Газпрома», также сохраняется старая методика расчета тарифа на транспортировку газа, а оптовые цены на газ не проиндексированы в соответствии с параметрами социально-экономического развития, одобренными правительством.

В письме указывается, что в случае реализации этого эксперимента диспропорция между участниками рынка только усиливается, поскольку с «Газпрома» снимаются ограничения на продажу собственного газа на внутреннем рынке по регулируемым ценам, а для независимых производителей газа сохраняются ограничения по доступу к инфраструктуре и потребителям. К тому же создаются условия для «передела» оптового рынка газа, вытеснения независимых игроков и «дискриминации потребителей монополистом».

Результатом такого эксперимента по либерализации, по мнению авторов письма, станет разрушение единства экономического пространства за счет ценового дерегулирования только в отдельных регионах. Кроме того, из-за отсутствия права экспорта «голубого топлива», независимые поставщики будут вынуждены снижать добычу, что в конечном счете «вернет ситуацию к монополизации отрасли и дефициту газа».

ФАС надеется на биржу

ФАС тем временем все больше задумывается о том, как активнее задействовать биржу на газовом рынке. В частности, в антимонопольной службе констатируют, что объемы торгов газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) пока не удается вывести на целевой уровень в 3 млрд куб. м газа в месяц (предусмотренный решением правительства РФ показатель 35 млрд куб. м в годовом исчислении). В связи с этим, начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин на круглом столе «Перспективы развития биржевой торговли газом в России и ЕАЭС» заявил о том, что необходимо задуматься о мотивационных механизмах выставления и реализации газа на бирже не менее 3 млрд куб. м газа в месяц, так как сейчас опять идет выход из графика и снижение объемов продаж газа через СПбМТСБ.

Российские отраслевые эксперты в основном достаточно скептически относятся к инициативам ФАС как по проекту пробной либерализации рынка в трех регионах, так в связи с намерением службы принудить компании продавать больше газа на бирже. По их мнению, если выходить с инициативой либерализации, то надо не только предоставлять «Газпрому» благоприятные условия на внутреннем рынке, но и обеспечить недискриминационный доступ к ГТС, а также разрешить экспорт газа другим российским компаниям.

НОВАТЭК и «Роснефть» обеспечивают газом 65% внутреннего рынка

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев сообщил порталу «Нефть и Капитал», что, исходя из статистики Минэнерго РФ, в настоящее время «Газпром» обеспечивает только 35% потребителей внутреннего рынка газа в России. Оставшимся 65% «голубое топливо» предоставляют независимые поставщики, причем в данную статистику не входит газ, которые расходуется на эксплуатацию газотранспортной системы. «В настоящее время «Газпром» не является главным поставщиком на внутреннем рынке России и его позиция в данном случае не играет такой существенной роли, как, например, позиция НОВАТЭКа или «Роснефти», – сообщил эксперт в интервью.

Он отметил, что «Роснефть» и НОВАТЭК обеспечивают газом множество регионов нашей страны целиком на 100% без всякого «Газпрома», поэтому если произойдут какие-либо изменения на внутреннем газовом рынке, которые дополнительно осложнят работу независимым компаниям, ничего хорошего из этого не выйдет. По его мнению, странно ставить в более благоприятные условия компанию, которая обеспечивает газом всего 35% потребителей в стране.

При этом эксперт усомнился в том, что в стране может наступить дефицит газа.

«У «Газпрома» самые большие запасы газа в мире, а компания в состоянии добывать намного больше. Однако она этого не делает, так как ей не хватает рынков сбыта. И не потому, что их нет, а потому что «Газпром» не умеет с ними работать: «На внешнем рынке «Газпром» обеспечивает 100% российского экспорта, поскольку по закону он является монополистом и единственный имеет право поставок сырье на внешний рынок. За последние 20 лет «Газпром» потерял 40% внешнего рынка. То есть, «Газпром» категорически неэффективный экспортер российского газа», – указывает Рустам Танкаев.

«Российский газовый монополист очень сильно тормозит развитие российского экспорта по многим направлениям. Например, из семи имеющихся проектов строительства заводов по сжижению газа в настоящий момент реализуются только четыре. «Газпром» сам не тянет и другим не дает. Мы все знаем, с каким огромным трудом и с какими препятствиями развивается проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ». Известно и о том, что «Роснефть» не может реализовывать свои проекты по сжижению газа. Одним словом на газовом рынке есть проблема и ее нужно решать на государственном уровне, так как из-за нее госбюджет РФ теряет огромные деньги», – заявил Танкаев.

Он также привел статистику, согласно которой имеющиеся месторождения без дополнительного обустройства могут давать до 1 трлн куб. м газа в год. «Сейчас, как известно, Россия добывает порядка 650 млрд куб. м газа и добыча можем скатиться ниже 600 млрд куб. м. То есть наша газовая промышленность работает на 60-65% своей мощности. С этим надо что-то делать», – пояснил эксперт.

Он напомнил, что в ноябре 2016 года «Роснефть» подписала соглашение с китайской компанией «Пекин Газ Групп» о сотрудничестве в газовом бизнесе. Для того, чтобы организовать поставки сырья на один из самых перспективных мировых рынков – китайский, «Роснефти» приходится создавать очень сложную схему. «Чтобы понять, как она работает, надо рисовать отдельную диаграмму. Зачем нужны такие ограничения для российских компаний, желающих экспортировать газ, зачем нашей стране терять такие большие деньги не развивая экспорт – никому объяснить невозможно. Но, тем не менее, пока мы работаем именно в таких условиях», – заметил Рустам Танкаев.

Он еще раз отметил, что в настоящее время Россия имеет совершенно не эффективную гигантскую государственную монополию по экспорту газа: «Страна, таким образом, самостоятельно урезает себе поступление денег в бюджет. А потом мы плачем и жалуемся на нехватку средств и создаем за счет этого социальное напряжение в обществе. Я негативно отношусь к тому, что сейчас складывается на газовом рынке. И считаю, что ситуацию надо меня как можно скорее», – резюмировал Танкаев.

К предложению ФАС расширить биржевую торговлю газом, эксперт также отнесся достаточно критично: «Биржа нужна только для создания ценового ориентира, чтобы было к чему привязывать цены контрактов. Через биржу продается максимум 3% товара. Больше нельзя, так как логистические цепочки не выдерживают».

Либерализация – это равный доступ к ГТС

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что руководители «Роснефти» и НОВАТЭКа правы, поскольку либерализация – это равный доступ к газотранспортной системе, возможность выбора потребителем поставщика и доступ независимых поставщиков на внешние рынки.

«Либерализация должна проходить не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. То есть, должны быть равные права на транспортировку. И если даже осуществлять поставки будет «Газпром», что бы равный доступ был. Тогда можно будет говорить, о какой-то либерализации, а пока это просто предоставление «Газпрому» дополнительных возможностей для конкурентной борьбы с независимыми производителями газа», – заявил эксперт в интервью «Нефти и Капиталу».

При этом он считает, что не стоит бояться демпинга на газовом рынке из-за экспорта российского газа несколькими компаниями: «Сейчас есть масса производителей газа, которые с удовольствием займут нишу «Газпрома» на газовом рынке. Это американские производители, газ из Катара и Норвегии. Поэтому мы либо охраняем свою песочницу и не пускаем в нее никого, либо действуем более масштабно», – заметил Пикин.

Зачем «Газпрому» снижать цены?

Старший аналитик по нефти и газу компании «Открытие Капитал» Артем Кончин также уверен, что дефицита газа России ожидать не следует, поскольку этого не допустят ни «Газпром», ни независимые поставщики: «У «Газпрома» пиковых мощностей хватает, чтобы перекрыть с лихвой выпадающие объемы, если вдруг независимые поставщики займут такую позицию. Но я не вижу причин для подобных действий, поскольку этот бизнес высокомаржинален для НОВАТЭКа и «Роснефти». И говорить о том, что увеличение конкуренции на внутреннем рынке приведет к резкому снижению дохода этих компаний и должно быть компенсировано – лукавство», – заявил аналитик в интервью «Нефти и Капиталу».

При этом он отметил, что пока не понятно, насколько экономически целесообразно будет «Газпрому» конкурировать с независимыми поставщиками и есть ли смысл «Газпрому» бороться за этот бизнес путем снижения цен.

Главный вопрос в «трубе»

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов уверен, что либерализация рынка газа должна быть такой же, как на железной дороге.

«Либерализация в этом вопросе должна быть такой как на железной дороге – можно сдать в аренду подвижной состав, но прокладывать еще одно полотно нерентабельно. С этой же точки зрения стоит рассматривать газотранспортную систему страны, т.е. оператор ГТС должен оставаться один, но можно пересмотреть условия доступа к «трубе». Сейчас она практически полностью находится в ведении «Газпрома» и его дочерних компаний. Если же произойдут какие-то изменения по упрощению доступа к трубе – это будет достаточно разумным решением. То есть, когда несколько компаний получат не регламентированный «Газпромом» доступ к ГТС, а регламентированный общими правилами», – заявил эксперт в интервью «Нефти и Капиталу».

Он заметил, что выступает за сохранение государственной монополии по экспорту газа: «Кстати, в той же Норвегии, все экспортные поставки осуществляет государственная компания Statoil. Главное в том, что при российской логистической системе транспортировка газа должна осуществляться госмонополией, так как в нашей стране из-за ее большой территории многие газопроводы работают на пределе рентабельности. В данной ситуации монополизм нужно использовать во благо», – уточнил Алексей Анпилогов.

По его мнению, также важно либерализовать рынок добычи внутри страны.

«Ничего в этом страшного нет, поскольку материковые месторождения газа могут осваивать любые компании, и не обязательно такие большие, как «Газпром». И в этом случае либерализация внутреннего рынка может быть достаточно полезной. Поскольку «Газпром» сейчас по ряду месторождений уступает право добычи независимым поставщикам», – считает Алексей Анпилогов.

СПГ ждет своего часа

Стоит отметить, что согласно долгосрочному прогнозу Международного энергетического агентства поставки сжиженного природного газа (СПГ) к 2040 году по своим объемам превзойдут поставки газа по трубопроводам. При этом, согласно данным того же МЭА, приблизительно половина прироста мирового производства сжиженного природного газа в 2016-2021 годах будет приходиться на США.

Очевидно, что для России очень важно уже сейчас готовится к новой эре развития газовой энергетики и реализовывать новые СПГ проекты на своей территории. Для этого правительству просто необходимо реформировать газовую отрасль, чтобы она была конкурентоспособна на мировых рынках, а также помогала развитию добычи газа в стране, а не мешала этому.

Екатерина Дейнего