Posted 29 сентября 2017, 16:45
Published 29 сентября 2017, 16:45
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Прошедшая неделя принесла российскому нефтегазовому сектору положительные известия о развитии ряда значимых проектов. В первую очередь это касается ускорения строительства «Турецкого потока», благодаря которому Россия сможет без транзитных посредников снабжать газом второй после ФРГ по объему потребления энергоносителя европейский рынок, а в перспективе поставлять голубое топливо на юг Европы.
Как и ожидалось, об ускорении реализации российско-турецких энергопроектов объявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам встречи с Владимиром Путиным 28 сентября. По его словам, это одна из главных отраслей сотрудничества между странами (кроме «Турецкого потока» речь идет и об АЭС «Аккую»). Владимир Путин, в свою очередь, отметил снятие Москвой практически всех ограничений по поставкам турецкой сельхозпродукции.
Стоит отметить, что проект газопровода по дну Черного моря набирает популярность и у европейских стран. Так, 26 сентября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова обсудили поставки российского газа и его транзит через территорию республики в контексте реализации «Турецкого потока».
Касаясь перспектив нового газопровода, министр энергетики России Александр Новак сообщил: «Мы рассчитываем, что нашим европейским партнерам такие инфраструктурные проекты необходимы, они об этом говорят. Вы знаете все страны, которые заинтересованы и в поставках газа, и в прокладке газопроводов, инфраструктуры соответствующей. С точки зрения развития взаимоотношений и обеспечения энергобезопасности Европы такие проекты должны реализовываться, и мы будем искать механизмы их реализации независимо от санкций, которые принимают третьи страны».
Отраслевые эксперты не сомневаются, что газопровод «Турецкий поток» достигнет берегов Турции, а вот дальнейшее его продолжение пока еще остается под вопросом.
«Первая нитка – для Турции – в процессе строительства, и она, конечно, будет вовремя построена, есть все договоренности. Более живой вопрос – это вторая нитка. Сейчас больших проблем по согласованию трассы нет, вопрос в том, как дальше она будет идти после Турции. Видимо, в сторону Греции с возможными ответвлениями. Здесь требуется окончательная договоренность с европейской стороной», – заявил в эфире радио Sputnik президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что отсутствие договоренностей с европейской стороной по продолжению «Турецкого потока» вовсе не означает нежелание европейских стран получать российский газ.
«Европа не против приобретения российского газа. Например, в Австрии уже построены огромные ПХГ для нашего энергоносителя, он им нужен. Просто Европа хочет внушить нам, что мы не имеем права быть собственниками газопроводной системы, так как согласно «антимонопольной теории» ЕС одна и та же компания не может владеть сбытовой сетью и производством энергоносителя», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что в переводе на русский язык это означает передачу системы поставки под полный контроль европейских партнеров, поэтому главный спор будет заключаться в том, кому нитки газопроводов будут принадлежать. Кроме того, возникает и фактор Эрдогана, который, с одной стороны, помогает в реализации данного проекта, а с другой – является дополнительным фактором неопределенности.
«Эрдогану плевать на антимонопольное законодательство ЕС, при этом само присутствие президента Турции в проекте является гарантией его реализации. С другой стороны, это человек весьма импульсивный и, как мы знаем на примере совсем недавней истории, его настроение может поменяться», – указал Журавлев.
«Роснефть» расширила состав совета директоров
Неделя ознаменовалась еще одним значимым событием для российского нефтегазового сектора, которое может улучшить политическую и экономическую конъюнктуру реализации еще одного проекта газопровода в ЕС – «Северного потока-2». 29 сентября внеочередное собрание акционеров нефтяной компании «Роснефть» расширило состав совета директоров. В него вошел глава Минэнерго России Александр Новак, а председателем совета директоров стал председатель комитета акционеров компании Nord Stream AG, экс-канцлер Германии Герхард Шредер.
По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, избрание Герхарда Шредера в совет директоров не вызовет конфликт интересов из-за его работы председателем комитета акционеров Nord Stream AG – оператора газопровода «Северный поток-2».
«С учетом наличия на территории Германии ключевых нефтеперерабатывающих активов и открытия немецкого офиса, вхождение господина Шредера в качестве независимого директора в состав совета директоров, безусловно, будет способствовать развитию международного бизнеса компании, наращиванию ее присутствия в Европе, выстраиванию конструктивных отношений с западными партнерами и усилению позиций не только «Роснефти», но и в целом стимулированию торгово-экономических связей между нашими странами», – цитирует Игоря Сечина РИА Новости.
В заявлении на пресс-конференции в Санкт-Петербурге Герхард Шредер сообщил, что «санкции в нефтегазовом секторе обостряются не Европейским Союзом, а Соединенными Штатами Америки. Что касается санкций, которые ввел Европейский Союз, если есть какой прогресс на Донбассе, а он действительно достигнут, то нужно говорить не об обострении санкций, а об их ослаблении».
Он отметил, что Германия заинтересована в хороших отношениях с Россией.
«Интересы Германии не в последнюю очередь в том, чтобы иметь хорошие отношения с Россией, как с экономической точки зрения, так и с политической. У меня сложилось впечатление, что все мои предшественники это видели», – сказал политик.