Posted 28 ноября 2019,, 13:19

Published 28 ноября 2019,, 13:19

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

«Пассионарии» Крайнего Севера как козырь в арктической игре против России

28 ноября 2019, 13:19
Зачем западные эксперты позиционируют российскую Арктику как пример ущемления прав коренных малочисленных народностей со стороны нефтегазовых компаний

Арктическая повестка в России сосредоточена в основном вокруг развития нефтегазовой составляющей региона. Однако западные эксперты сейчас позиционируют российскую Арктику как территорию, на которой как нигде ущемлены права коренных малочисленных народностей, а те, в свою очередь, чрезвычайно «пассионарны» и готовы к гражданским протестам и борьбе за свою этнокультурную идентичность. Издание Муксун.fm рассмотрело, почему интересы зарубежных идеологов сосредоточились на российском секторе Арктики.

На прошлой неделе на сайте аналитического журнала Riddle вышел примечательный материал «Проблемы коренных народов Севера России» Арбахана Магомедова, приглашенного профессора японского Университета Кансай с основным местом работы в Ульяновском госуниверситете на кафедре связей с общественностью и рекламы.

Само начало статьи подталкивает читателя к выводу о том, что война коренных северян против федерального центра только чудом не носит характер вооруженного противостояния.

А основной вывод статьи — трагедия коренных малочисленных народов Севера, которая заключается в том, что промышленное освоение Арктики сокращает размеры племенных земель. При этом основной угрозой для коренных ненцев названо правительство, которое «стремится держать коренные общины под контролем и проводит в их отношении патерналистскую политику».

Сама статья была опубликована сперва на английском в инфоблоге The Russia File Института Кеннана (стоит отметить, что у инфоблога и журнала Riddle — одни и те же персонажи в редакторской команде).

Данная статья написана в том числе по итогам исследования «Растущие голоса индигенных групп Севера в контексте растущего давления русского национализма», для которого ульяновско-японский профессор получил финансовую помощь в рамках Программы грантов выпускников Института Кеннана (Исследовательский центр, созданный в 1974 году на базе Международного центра Вудро Вильсона. Цель — исследования СССР, постсоветской России и других постсоветских стран. Институт имеет офисы в Вашингтоне и Киеве).

Базовый вывод исследования убеждает читателя, что промышленное развитие Арктики провоцирует коренное население к активной борьбе против федерального центра и русского национализма.

Причина тому, согласно работе, — экономическая активность крупных российских энергетических компаний, причем почему-то именно российские нефтегазовые корпорации оказываются, по Магомедову, причастными к нарушению прав человека в Заполярье.

Вообще, этнополитика и этнонациональные процессы являются своего рода специализацией А. К. Магомедова: основная сфера его интереса — исследование «Мятежных регионов Кавказа» и «Особых интересов народов российского Севера» (цитаты приведены из названий его работ). Особо примечательным выглядит внезапный и активный интерес аудитории к последней статье Магомедова «Проблемы коренных народов Севера России». Почему-то именно она вызвала резонанс в информпространстве: за три дня в facebook-аккаунте Riddle у нее уже более 400 лайков, 70 перепостов, причем лайки и репосты распространяются именно в «либеральной» среде, а ссылкой делятся в том числе Khodorkovsky Center, Johnson’s Russia List.

«Феноменально интересный текст о протестах на крайнем Севере», — комментирует в Fb политолог, научный сотрудник Eurasia Center at Atlantic Council Антон Барбашин. А главное, что этот простой теоретический конструкт идеально вписывается в глобалистский политический дискурс, мировые медиа.

Насчет медийности: очень показательно, как параллельно в последние месяцы набирает фестивальные призы французская документальная лента 2019 года с говорящим названием-посылом Nenets Vs Gaz («Ненцы против газа») режиссера Серджио Гиззарди. Аннотация к фильму напоминает лучшие образцы пропагандистского творчества времен «холодной войны».

Акценты конфликтогенности в своих арктических работах А. К. Магомедов расставляет следующие: понятие «индигенные» в противовес «коренным», поддерживающее и легитимирующее «особые права» КМНС; неопределенность официального индигенного статуса, несоответствие действующего отечественного законодательства Декларации ООН 2007 года о правах коренных народов; ресурсный конфликт оленеводства и ТЭКа; сопротивление индустриализации Севера как фактор формирования самосознания индигенного населения и т. д. Таким образом, у «прогрессивной общественности» обязательно должно сложиться представление об общей угнетаемости северных народов, подвергающихся давлению промышленных монстров и готовых максимально самоидентифицироваться вплоть до отделения.

По мнению политолога Дмитрия Евстафьева, тема притеснения коренных народов Севера используется в конкурентной борьбе за углеводородное сырье достаточно давно.

«Активизация данной темы свидетельствует, прежде всего, об ужесточении конкуренции на рынке классических и неклассических углеводородов.

Всем известно, что большинство экологических и правозащитных организаций живут на американские деньги. Поэтому очевидно, что это в какой-то степени можно рассматривать как их ответ на наши претензии по поводу сланцевой добычи и ее влияния на экологию планеты, „обратка“, так сказать», — заявил политолог.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что эта «политическая линия» началась давно: «Еще в книге эмигрантов из СССР Фридриха Незнанского и Эдуарда Тополя „Красная площадь“, вышедшей в конце 70-х годов прошлого века в США, есть сюжетная линия про то, как в Советском Союзе спаивали северное население, которое потом мстит „оккупантам“, поджигая нефтяные вышки.

Тогда речь об экономическом освоении Арктики еще не стояла, но уже велась активная разработка нефтяных месторождений Западной Сибири, и уже тогда использовался этот идеологический инструмент для доказательства неправильности советской нефти, мол, ее добывают на крови малых народов», — говорит эксперт.

По мнению Журавлева, активная попытка прибегнуть к этому политическому инструменту в настоящее время показывает, что США отстают в вопросе освоения высоких широт и таким «гуманитарным» способом пытаются затормозить российское освоение Арктики.

«Логика простая: вы не имеете право на экономическое развитие, потому что это якобы ущемляет чьи-то интересы. Сегодня это происходит именно по тому, что в США есть ощущение, что они в Арктике нам проиграли. Вполне возможно, что это еще и „ноу-хау“ определенных американских политиков по вышибанию денег из собственного бюджета. Но в любом случае тезис, что русские играют в Арктике в шахматы, а мы в поддавки, прозвучал. При этом идеологическая подрывная работа — всегда самая эффективная, так как показывают твоего противника всегда грязного, а тебя всегда белого. Очень удобно тормозить экономические проекты соперника под благовидным предлогом защиты коренных малочисленных народов», — пояснил Журавлев.

Руслан Иргашев

"