Posted 28 мая 2019,, 06:51

Published 28 мая 2019,, 06:51

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Стартаперы добрались до бензина

28 мая 2019, 06:51
Стремительно развивающиеся сервисы по заправке автомобилей без визита на АЗС вызывают определенное беспокойство относительно их безопасности

На московском розничном рынке горючего стремительно развиваются сервисы по заправке автомобилей без визита на АЗС — заправщика можно заказать через мобильное приложение в любую точку города. Основными потребителями являются компании, развивающие каршеринг, а среди частных владельцев автомобилей мобильная заправка может быть востребована у тех, кто не хочет терять время в пробках и очередях на АЗС. Однако опыт мегаполисов США, где впервые появились подобные сервисы, говорит, что их бурное распространение может вызвать определенное беспокойство с точки зрения безопасности.

И так тоже можно

«Снова ехать на заправку? Нет, вложите это время в себя!» «С этого момента вам больше не нужно тратить время на поиски АЗС, строить неудобные маршруты, стоять в очередях на заправках». «Сэкономьте до 34 минут на пробках и очередях!» Такими нехитрыми, но наглядными призывами пытаются завоевать клиентуру сервисы по мобильной заправке, количество которых в Москве уже приближается к десятку.

Схема предоставления услуги предельно проста. Заказать мобильного заправщика можно через мобильное приложение, указав данные об автомобиле и точное место его парковки. Сама заправка может быть проведена как в присутствии владельца машины, так и без него — в последнем случае нужно оставить открытым лючок бензобака (предполагается, что закроет его заправщик). Оплатить услугу можно онлайн или банковской картой, а стоимость формируется из цены топлива, которая, как утверждается, не превышает расценки столичных АЗС, и расходов по его доставке.

Правовым основанием для предоставления подобных услуг является наличие в российском отраслевом классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) позиции 47.99.3 «Деятельность по осуществлению прямых продаж топлива с доставкой по адресу клиента».

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», сегодня в России есть всего 16 компаний, для которых этот вид деятельности является основным, но почти все они были зарегистрированы в последние два-три года. Действующее законодательство позволяет возить по городу без специальной лицензии до 300 л бензина или до тонны дизельного топлива.

С точки зрения теории маркетинговых стратегий создатели сервисов по мобильной заправке открыли очередной «голубой океан» — таким термином консультанты по развитию бизнеса называют совершенно новые товары или услуги, которые появляются на рынке с чистого листа и теоретически имеют большой потенциал роста.

«Очень круто, раньше я ничего не знала о таких сервисах, — говорит коллега автора этой статьи, водитель с большим стажем. — Это иногда просто необходимо: бывает, что бензина очень мало, а ехать до заправки долго или времени нет.

В Москве АЗС расположены очень неравномерно.

В центре их крайне мало — реально негде заправиться, на Садовом заправки только на съездах в нескольких местах, да и в Подмосковье тоже есть проблемы. Работала бы такая штука у нас в Жуковском, я бы пользовалась».

«Ни разу не сталкивался с такой услугой, хотя она может быть полезной, если неожиданно в дороге кончился бензин. Правда, без меня мою машину заправить не получится: у меня бензобак отпирается, только когда не закрыт центральный замок», — отмечает еще один коллега, активно передвигающийся по Москве.

Приложение к каршерингу

Первым столичным сервисом по мобильной заправке считается проект Pump.today, существующий с 2016 г. Для его основателей Бориса Голикова и Андрея Куприкова проект изначально выступал в качестве вспомогательного направления к основному бизнесу в сфере каршеринга. Как утверждал Голиков в интервью РБК, идея доставлять бензин прямо к машинам возникла после того, как предприниматели столкнулись с рядом узких мест. Например, оказалось, что топливные карты, которые раздаются пользователям услуг каршеринга, часто теряются или блокируются; чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании и т. д.

Запуск Pump.today оценивался в 10 млн руб. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2017 г. выручка оператора проекта ООО «Памп» (зарегистрировано в сентябре 2016 г. с уставным капиталом 10 тыс. руб.) составила 53,9 млн рублей, чистая прибыль — 17,6 млн руб.

Финансовые показатели большинства других компаний, предоставляющих услуги мобильной заправки, пока отсутствуют в силу их молодости, но одна из них уже предлагает на своем сайте развитие сети по франшизе.

Как утверждается, объем первоначальных вложений составит от 750 тыс. руб., окупаемость — от 3 месяцев; потенциальным партнерам предлагается юридическое сопровождение, услуги по автоматизации и программное обеспечение.

О потенциале синергии каршеринга, развивающегося в Москве стремительными темпами, и услуг по мобильной заправке свидетельствует история ООО «Топливо в бак», основанного в феврале 2017 г. Создателями сервиса выступили Борис Жидовленков, прежде работавший в «Газпроме», а затем занимавшийся мелкооптовой торговлей топливом, и Алина Ковалевич, специалист по запуску мобильных стартапов. По данным СПАРК, в 2017 г. компания заработала 5,854 млн руб., а по итогам I квартала 2018 г. ее основатели заявили о доходе в 22,1 млн руб., что позволило выйти в ноль. В августе 2018 г. стало известно, что платформу «Топливо в бак» покупает «Яндекс» для использования ее при заправке автомобилей собственного каршерингового сервиса, запущенного за несколько месяцев до этого.

«Я отношу к „мобильным топливным сервисам“ те бензовозы, которые непосредственно осуществляют заправку транспортных средств, а не просто перевозят определенные объемы топлива с нефтебаз до топливных колонок. На сегодняшний день мы видим два основных типа игроков рынка: тех, кто специализируется на каршеринговых автопарках, и тех, для кого ключевой потребитель — это строительная техника, не покидающая территорию объекта. Таким образом, почти 100% всех объемов своих услуг по „мобильной заправке“ такие компании оказывают в сегменте b2b (бизнес для бизнеса)», — комментирует Андрей Барсуков, заместитель генерального директора компании «Русский АвтоМотоКлуб», также предоставляющей соответствующие услуги.

По его оценке, текущий ежемесячный объем потребления топлива от «мобильных заправщиков» в московском и питерском регионах (которые в сумме создают около 95% спроса на такие сервисы в России) на сегодняшний день составляет около 3000 т, а в трехлетней перспективе возрастет до 5000 т.

При этом, полагает эксперт, текущие потребности рынка уже обеспечиваются существующими игроками, которые почти полностью выкуплены владельцами каршеринговых компаний, и вряд ли стоит ожидать успеха новых стартапов в этой сфере в столицах. Иные же региональные рынки с только еще зарождающейся культурой пользования каршерингом вряд ли позволят окупать затраты на создание и функционирования игроков более чем с одним-двумя мобильными автозаправщиками, стоимость каждого из которых составляет не менее 1,2 млн руб.

К перспективам развития сервисов по мобильной заправке в сегменте b2c (бизнес для клиента) Барсуков относится крайне скептически: «Объем заявок от физлиц крайне мал и нестабилен: за подвозом топлива они обычно обращаются, либо когда бензобак полностью опустел неожиданно для водителя, либо когда остатка топлива не хватило доехать до ближайшей АЗС. В нашу компанию за такой услугой (мы доставляем топливо от АЗС до клиента в канистре и осуществляем его залив в бак) обращаются не более 10 раз в сутки по всей России. Таким образом, создавать в каком-то городе отдельный бизнес, ориентируясь только на частных клиентов с разовыми заявками, совершенно никому невыгодно. Не знаю ни одного успешного проекта, которому удалось бы массово убедить частных клиентов не ездить самим на АЗС, а заказывать мобильную заправку в любое удобное именно клиенту место и время. За пределами России, в городах, где каршеринг уже развит, мобильный топливный сервис развит примерно на том же уровне, что у нас, и тоже работает только в b2b-сегменте».

Пожароопасная юберизация

Первый бум стартапов в сфере мобильной заправки несколько лет назад случился в США, где почти одновременно возникли более десятка сервисов в таких городах, как калифорнийские Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Пало-Алто, Нэшвилл (Теннесси) и Атланта (Джорджия). Их основатели, не скрывая замыслов подвинуть с рынка «традиционные» АЗС и стать аналогом Uber на рынке топлива, делали ставку на те же аргументы, что и московские стартаперы: экономию времени и нервов; сайты российских сервисов порой копируют американские прототипы. Но в дело может вмешаться российская специфика.

«Для активного водителя Москва — это весьма специфический город, — говорит эксперт-урбанист Михаил Векленко, основатель проекта UrbanFactory.ru. — АЗС в столице не так много, как может показаться, плюс многие отдают предпочтение конкретным сетям или, напротив, избегают некоторых из них. Потенциально перспективы у мобильных АЗС есть. Но завоевывать клиента им придется только качеством бензина, а здесь риск совершенно очевиден.

Когда вы заказываете пиццу, доставщик ее точно не съест по дороге, а разбавить бензин в ваше отсутствие очень просто».

Как утверждают мобильные заправщики, горючее они закупают по прямым контрактам у ведущих производителей, а проверить необходимые документы можно непосредственно у заправщика. Но это, конечно же, не отменяет человеческий фактор, особенно в случае, когда заправка проходит в отсутствие владельца автомобиля. С этой точки зрения цена любой ошибки выглядит весьма высокой.

«Поиск новых бизнес-идей, которые уже сработали где-то в мире, — это прекрасно, наивность — не порок, — иронизирует Векленко. — Но я предполагаю, что эти стартапы пополнят статистику неудачных или краткосрочных проектов. Можно провести параллель с мобильной вулканизацией: это удобно, но главным образом в экстренных ситуациях. Здесь тоже рыночная ниша определенно есть, но она очень узкая. Кроме того, сами сети стационарных АЗС могут рано или поздно начать предлагать такие сервисы. Но если этим заинтересовался „Яндекс“, очень прагматичная компания, все же стоит присмотреться к ним внимательно — во всяком случае, в Москве это может какое-то время поработать».

«Возможно, эти сервисы будут нужны крайне занятым людям, работающим или живущим в центре Москвы, где обычных заправок мало, а удорожание топлива не является существенным фактором. Все-таки плотность сети заправок в центре столицы невелика, и это может быть значимым фактором, тем более для каршеринга. Вероятно, мобильная заправка будет актуальна и для сервисов по доставке, хотя здесь себестоимость очень существенный фактор и, опять же, емкость сравнительно невелика», — добавляет бизнес-консультант, д.э.н. Александр Полиди.

Но, пожалуй, самый главный риск этих проектов лежит в сфере безопасности — и здесь тоже стоит вспомнить о привычных российских реалиях.

«Получается, что, если у вас есть машинка-„каблук“, вы можете поставить в нее большой резервуар для топлива — и вперед.

Никаких маркировок такая машина часто не несет, а в Москве таких машин сейчас действительно много, и в условиях московского трафика это выглядит откровенным источником опасности.

Сам пару раз видел, как водила такого агрегата курил при заправке клиента», — делится наблюдениями еще один коллега.

Подобные опасения возникали и у американских властей.

«Это запрещено», — прямо заявил Bloomberg 3 года назад официальный представитель пожарного департамента Сан-Франциско лейтенант Джонатан Бакстер. Жителям города он посоветовал немедленно сообщать пожарным о случаях, когда заправка машин происходит на улице. Основатели американских сервисов типа Filld, WeFuel, Yoshi, Purple или Booster Fuels утверждали, что им приходится соответствовать множеству регулятивных требований на всех уровнях, от муниципального до федерального, но с точки зрения самой бизнес-модели игра стоит свеч.

«Горючее немного отстало от других категорий товаров наподобие еды и перевозок, поскольку регулирование гораздо более сложное», — отмечал один из основателей сервиса WeFuel, в создание которого первоначально удалось привлечь $1 млн. Стартап Filld, заработавший в 2015 г. в Кремниевой долине, потребовал вложения $3 млн.

Несмотря на предупреждения пожарных, на американском рынке услуга по доставке топлива прижилась.

Например, в конце 2018 г. сервис Booster, специализирующийся на мобильной газовой заправке, сообщил, что обслужил миллион заказов, сэкономив в общей сложности 219 тыс. часов для своих клиентов, которым больше не надо ездить на АЗС. Сервис Yoshi, начинавшийся в Калифорнии, в 2018 г. заявил о выходе на рынок Бостона, Чикаго, Хьюстона и других крупных городов США. Но в России воспроизвести американский опыт удастся только в том случае, если создатели мобильных топливных сервисов смогут обеспечить абсолютную безопасность. Чем обернется любой сравнительно серьезный инцидент с доставкой топлива по большому городу, несложно догадаться: первая же проверка с пристрастием может ликвидировать новый вид стартапов на корню.

Николай Проценко

"