Posted 27 июля 2022,, 10:24

Published 27 июля 2022,, 10:24

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Готов ли Байден ослабить санкции против Венесуэлы?

27 июля 2022, 10:24
Лед между Вашингтоном и Каракасом медленно тает

В ходе первого дипломатического контакта между США и Венесуэлой после окончания президентского срока Дональда Трампа действующий президент Джо Байден направил дипломатическую миссию в Каракас для встречи с президентом Мадуро еще в начале марта 2022 года. Эта миссия была одним из первых признаков того, что Байден готовится к возобновлению отношений между Вашингтоном и Каракасом. О том, должны ли Соединенные Штаты смягчать санкции против Венесуэлы и готовы ли они вообще отменить их, пишет Матью Смит на портале Oilprice.com.

Когда президент Джо Байден победил на президентских выборах в США в 2020 году, Латинскую Америку захлестнула волна оптимизма. Многие увидели в речи Байдена о более тесных отношениях между США и странами латиноамериканского региона признак оттепели после четырех лет правления враждебно настроенного к Латинской Америке президента Дональда Трампа.

Однако ожидаемой перезагрузки отношений с Латинской Америкой, в частности с Венесуэлой — практически несостоятельным государством, страдающим от жутких экономических и гуманитарных кризисов мирного времени, — не произошло. Это особенно досадно, поскольку жесткие санкции США провалились и только усугубили страдания венесуэльского народа. За чуть более чем десять лет, с момента прихода к власти президента Уго Чавеса, Венесуэла превратилась из богатейшей страны Латинской Америки в самую бедную. Гуманитарный кризис настолько серьезен, что, по оценкам Агентства по делам беженцев ООН (UNHCR) 6 млн венесуэльцев покинули свою родину, спасаясь от голода, крайней нищеты, насилия и отсутствия безопасности.

И вот появился шанс, что Белый дом ослабит строгие американские санкции и даст возможность венесуэльской нефти вернуться на мировые энергетические рынки. Дипломатическая миссия США, направленная Байденом в начале марта 2022 года для встречи с президентом Мадуро, стала неожиданностью. Фактически это был первый контакт между США и Венесуэлой после того, как администрация Трампа разорвала дипломатические отношения в марте 2019 года. Белый дом заявлял, что миссия, которая обеспечила освобождение двух американских граждан, задержанных режимом Мадуро, была гуманитарной инициативой, но скептики расценили ее как попытку получить доступ к самым большим в мире венесуэльским запасам нефти (303,6 миллиарда баррелей) в то время, когда внутренние цены на топливо в Штатах взлетели до рекордно высокого уровня.

В настоящее время безудержная инфляция из-за резкого роста цен на нефть и природный газ угрожает восстановлению мировой экономики после пандемии. Ситуация усугубляется энергетическим кризисом, возникшим в Европе и Северной Америке из-за спецоперации России на Украине. Политики всех стран испытывают давление: от них требуют взять под контроль инфляцию, сосредоточившись на снижении цен на энергоносители, чего, в свою очередь, можно добиться только за счет роста поставок нефти на рынки. Очевидно, по этим причинам администрация Байдена близка к решению смягчить строгие санкции против Венесуэлы, дав возможность этой стране-члену ОПЕК увеличить экспорт нефти. Возвращение венесуэльской сырой нефти на рынки нефтепереработки Северной Америки может изменить правила игры для США, поскольку в критический момент у Штатов появится возможность значительно снизить цены на бензин на внутреннем рынке, одновременно наращивая мировые поставки нефти.

Нынешняя администрация президента США разбирается с наследием администрации Трампа. Наиболее заметным событием стало разрешение Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) на импорт сжиженного углеводородного газа в Венесуэлу в июле 2021 года, поскольку 90% венесуэльцев используют СУГ для приготовления пищи. Недавно OFAC разрешило продлить срок импорта СУГ до июля 2023 года. Это было воспринято как старт потепления отношений между Вашингтоном и Каракасом, но только после начала специальной операции России на Украине и последовавшего за этим усугубления энергокризиса были приняты реальные, пусть и весьма сдержанные шаги по ослаблению санкций.

В мае, после мартовской дипмиссии в Каракас, Белый дом пошел на незначительные уступки. Так, бывший высокопоставленный чиновник национальной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA и племянник жены Мадуро были исключены из санкционного списка США, а энергогигант Chevron получил разрешение вести переговоры о лицензиях с PDVSA. Впрочем, разрешение, хотя и важное в контексте действующих санкций США, по-прежнему не позволяет Chevron заключать новые контракты или вести буровые работы в Венесуэле. Надо отметить, получено оно уже после того, как Министерство финансов США в начале мая 2022 года продлило лицензию Chevron на работу на действующих активах в Венесуэле до ноября 2022 года. Декларируемая цель всех этих шагов со стороны США — побудить Мадуро продолжить переговоры с Вашингтоном о судьбе задержанных в Венесуэле граждан США.

Наиболее знаковым шагом администрации президента США на сегодняшний день стало согласие на возобновление экспорта нефти Венесуэлой в Европу после двухлетнего перерыва. Вашингтон разрешил крупным европейским энергетическим компаниям, таким как итальянская Eni и испанская Repsol, получать венесуэльские нефтяные грузы в качестве средства выплаты долга в миллиарды долларов, накопленного с 2019 года. Отметим, когда администрация Трампа усилила санкции в начале 2019 года, нефтяные свопы, используемые Каракасом и национальной нефтяной компанией PDVSA для выплат по долгам поставками сырой нефти, были приостановлены. В результате иностранные энергетические компании, в том числе Chevron, получили в баланс миллиардные долги, не покрытые поставками венесуэльской нефти.

По некоторым оценкам, в июне 2022 года из Венесуэлы в Европу отправлено около 2 млрд баррелей нефти и еще больше будет поставлено до конца года. Эта нефть предназначается исключительно для Европы, ее нельзя перепродать где-то еще. Хотя данная мера объявлена как средство смягчения обостряющегося энергетического кризиса в Европе, столь небольшие объемы и чрезмерная зависимость европейцев от российского природного газа означают, что она почти не облегчит существующий дефицит энергии и не остановит рост цен. Чтобы вернуть себе миллиарды долларов долга, накопившегося с 2019 года, в настоящее время Chevron пересматривает свои контракты с PDVSA, причем, по некоторым данным, компания обсуждает расширение своей деятельности, чтобы одновременно получить контроль над совместными предприятиями, принадлежащими национальной нефтяной компании Венесуэлы. В таком намерении американского энергогиганта есть смысл, если учесть, что в начале 2021 года Мадуро предложил позволить частным компаниям эксплуатацию нефтяных месторождений страны и даже управление энергетическими проектами в Венесуэле.

Предложение президента — часть плана Каракаса по восстановлению разрушенной нефтяной промышленности Венесуэлы, которая является основой экономики страны, путем привлечения иностранных инвестиций в энергетику. По разным оценкам, для восстановления разрушающейся промышленной инфраструктуры и увеличения добычи в Венесуэле хотя бы до 2,5 млн б/с требуются инвестиции в размере до $110 млрд в течение 10 лет. Только крупные иностранные энергетические компании, такие как Chevron, обладают достаточным капиталом, технологиями и квалифицированной рабочей силой, необходимыми для восстановления разрушенной нефтяной отрасли Венесуэлы.

Есть и другие признаки того, что лед между Вашингтоном и Каракасом медленно тает. Американский нефтеперерабатывающий завод Citgo, который косвенно принадлежит PDVSA и находится в центре судебных исков кредиторов против национальной нефтяной компании, в недавнем заявлении высказал готовность возобновить импорт сырой нефти из Венесуэлы, если Вашингтон даст на это разрешение. Два американских инвестиционных фонда — Gramercy Funds Management и Atmos Global Energy — в начале июля 2022 года объявили, что они будут сотрудничать с венесуэльской энергетической компанией Inelectra Group для разработки месторождения нефти на восточном шельфе залива Пария. Компании не раскрыли размер своих инвестиций и не уточнили, получено ли одобрение Министерства финансов США на их осуществление, учитывая, что разрешение ведомства для реализации подобного проекта необходимо.

Несложно увидеть, что вражда между Вашингтоном и Каракасом, которая существовала с тех пор, как президент Обама объявил Венесуэлу угрозой национальной безопасности США в 2015 году, сходит на нет. Администрация Байдена разбирается с санкциями и даже идет на незначительные уступки, чтобы поддерживать автократический режим Мадуро. Также есть признаки, что Вашингтон готов к дальнейшему ослаблению санкций, чтобы получить доступ к венесуэльской сырой нефти и с ее помощью смягчить энергетический кризис и безудержную инфляцию.

Однако возникает еще одна угроза. Ранее в этом году власти Венесуэлы в ходе отдельных инцидентов задержали трех граждан США, которые, по их утверждению, нелегально въехали в страну. Гражданам, которых Госдепартамент США считает незаконно задержанными, грозят длительные тюремные сроки. Вашингтон считает, что режим Мадуро удерживает их в качестве разменной монеты, и такие действия указывают на враждебный настрой по отношению к США, сохранившийся в правительстве Венесуэлы. Есть опасения, что радикально настроенные политики, выступающие против переговоров, пользуются отсутствием контроля Мадуро и предпринимают подобные шаги, чтобы сорвать любые дальнейшие обсуждения по взаимодействию двух стран. Вот это действительно может расстроить планы по ослаблению строгих санкций США против Венесуэлы.

"