Posted 27 июля 2020,, 09:32

Published 27 июля 2020,, 09:32

Modified 15 сентября 2022,, 21:28

Updated 15 сентября 2022,, 21:28

Помочь отстающим

27 июля 2020, 09:32
Российская система инженерного образования существенно отстает от тех требований, которые предъявляют современные наниматели к инженерным кадрам

Каждому, кто хоть раз пытался найти работу или работника, знаком парадокс российского рынка труда: для соискателя нет адекватных вакансий, в то же время наниматель не может найти себе сотрудников. С проблемами найма сталкиваются даже предприятия нефтегазового сектора, стабильно входящие в топ рейтингов самых привлекательных работодателей.

Проблем, на самом деле, несколько. Современному бизнесу не нужно столько специалистов с высшим образованием, сколько выпускают технические вузы. При этом сами политехнические и инженерные университеты в очень многих аспектах начинают уступать колледжам, где подготовка к рабочему месту инженера-практика, технического специалиста зачастую происходит намного быстрее и эффективнее, чем в некоторых вузах.

Однако в обществе продолжает жить стереотип о том, что среднее профессиональное образование — это что-то второсортное. Выпускники стремятся получить именно высшее образование, не заботясь порой ни о его качестве, ни о том, будет ли впоследствии востребована их квалификация «инженер». В мире 70 млн инженеров-конструкторов, говорят специалисты. В среднем 60% рабочего времени у них уходит на поиски решения поставленной задачи в интернете. С одной стороны, это рациональное поведение — способ с минимальными затратами получить нужный результат. С другой — это означает, что 60% этих людей не нужны: на горизонте нескольких лет их заменит инженерный софт.

Российская система инженерного образования существенно отстает от тех требований, которые предъявляют современные наниматели к инженерным кадрам. Сегодня под понятием «инженер» подразумевают не эксплуатационщика, не технического специалиста, а человека, готового вести разработку, конструирование, в некоторых аспектах — исследования. И самое главное — объектом работы такого инженера становится не конкретное устройство, механизм или даже установка, а сложная система. «Запрос на таких системных инженеров, системных архитекторов, который предъявляют продвинутые технологические компании, крайне высок и далеко не все вузы его удовлетворяют. Из российских вузов — единицы», — констатирует директор Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково Ольга Назайкинская.

Проектирование современных сложных систем требует многопланового подхода, в рамках которого решаются не только и не столько чисто технологические задачи. Важны экономика проекта, его экологическая составляющая, взаимодействие в рамках системы человека и инженерных конструкций. «Эти аспекты у нас практически не учитываются при разработке учебных программ так называемых технических направлений. А это очень важные моменты в подготовке современного инженера. Для человека, претендующего на то, чтобы работать инженером, важна еще и постановка системного инженерного мышления, — напоминает Ольга Назайкинская. — А как его можно поставить, если большинство преподавателей, которые работают в вузах, либо никогда не сталкивались со сложными инженерными задачами, либо, в лучшем случае, решали их давным-давно? Конечно, они не могут передать своим студентам знания и навыки, которыми не владеют сами».

Это далеко не полный перечень претензий, предъявляемых к российской системе технического образования. Хорошая новость — специалисты знают пути решения проблемы.

О том, что можно сделать, чтобы инженерами в России были, а не служили, читайте в августовском номере журнала «Нефть и Капитал» в материале, специально подготовленном для издания Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

"