Posted 27 июля 2018,, 09:02

Published 27 июля 2018,, 09:02

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Конфликтовавшая с «Татнефтью» МНК не добилась восстановления лицензии

27 июля 2018, 09:02
ООО «ВУМН» не смогло оспорить решение Роснедр о лишении лицензии на добычу нефти

ООО «ВУМН», входившее в число татарстанских малых нефтяных компаний, не смогло оспорить решение Роснедр о лишении лицензии на добычу нефти. ООО «ВУМН» начало судиться с Федеральным агентством по недропользованию и его Приволжским департаментом еще в 2015-м, в год досрочного прекращения лицензии на нефтедобычу. Датировано это событие 21 июня 2015 года. Компания в арбитражных судах требовала признать решение о прекращении лицензии на добычу нефти незаконным, однако все инстанции оставляли иски без удовлетворения.

В 2017 году ВУМН подала иск к Роснедрам из-за отказа восстановить лицензию. Судя по документам на сайте Арбитражного суда Нижегородской области, ВУМН в конце сентября 2017 года обратилась в Приволжский департамент по недропользованию с просьбой восстановить право на геологическое изучение и добычу нефти Верхне-Уратьминского и Макаровского нефтяных месторождений Татарстана. Получив отказ, компания обратилась в суд и проиграла. Суд первой инстанции вынес решение в марте 2018 года. Апелляцию отклонили этим летом.

У ВУМН остались две лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, сообщает «СПАРК-Интерфакс». Обе они бессрочные. Отозванная 3 года назад лицензия должна была закончиться в 2018 году. Основным вид деятельности ООО по-прежнему значится добыча сырой нефти.

С 2012 года ВУМН боролась за право взять в аренду новые участки земли для бурения скважин на территории Татарстана. Этому воспротивился региональный Минлесхоз: территории оказались заняты лесами. Потом к компании последовали другие претензии. В частности, построенные объекты инфраструктуры ВУМН согласовала не с федеральным ведомством, а с исполнительным комитетом одного из территориальных образований республики. Были претензии и у Росприроднадзора.

«Мы были досрочно лишены лицензии в связи с тем, что нам не выделяли лесные участки и мы не могли бурить. А не выделяли потому, что у Минлесхоза РТ были сомнения в правильности оформления предыдущих участков. Мы этот вопрос решили в судах в 2016 году, но лицензии нас лишили в 2015-м из-за того, что мы не бурили. Такая вот накладка получилась. Она привела к тому, что мы не могли работать с позапрошлого года»,

– рассказывал в беседе с «НиК» исполнительный директор компании Денис Шорников в сентябре 2017 года.

Дата первичной регистрации ООО «ВУМН», согласно картотеке «СПАРК-Интерфакс», – 5 марта 2004 года. По данным татарстанских СМИ, компанию создали на базе НДГУ «Заинскнефть», хотя зарегистрирована она в Москве, а 100% в уставном капитале ВУМН принадлежат московскому ООО «Экрес». По данным на 2013 год, извлекаемые запасы ВУМН составляли 8724 тыс. тонн. В 2013 году компания добыла 175,6 тыс. тонн нефти, а накопленная добыча достигла 3212 тыс. тонн.

В 2007 году возник конфликт между ВУМН и «Татнефтью»: МНК обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на то, что «Татнефть» с 1 января 2008 года отказывается принимать нефть, сославшись на ограниченные пропускные возможности Акташской установки подготовки высокосернистой нефти (УПВСН), через которую проходит очистка нефти перед подачей в трубопроводную систему «Транснефти». Годом ранее нефтяной гигант Татарстана сократил прием нефти от ВУМН до минимума. Отказалась «Татнефть» и от транспортировки нефти.

Руководство ВУМН в обоих случаях заявляло, что ограничения созданы искусственно.

Представители компании, включая Шорникова, видели подоплеку конфликта в том, чтобы заставить владельцев ВУМН продать актив по заниженной стоимости ОАО «Шешмаойл», головной компанией которого является одноименная управляющая компания.

Ею руководил и руководит сын бывшего гендиректора «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова Рустем Тахаутдинов. Шорников рассказывал газете «Коммерсантъ» о письме за подписью советника главы Татарстана Рената Муслимова, в котором сообщалось «о заинтересованности в приобретении 100% долей компании». Кому именно, написано не было. Финансовым консультантом сделки предлагалось назначить банк «Зенит», который принадлежит «Татнефти» без малого на 63%.

«Татнефть» во время конфликта заявила, что ее не устраивает качество добываемой ВУМН нефти. ФАС и Арбитражный суд между тем признали правоту ВУМН. Уже в 2007 году аналитики заявляли, что конфликт с «Татнефтью» грозит ВУМН отзывом лицензии.

О ВУМН в Татарстане вспоминают в негативном ключе.

Муслимов, комментируя в 2015 году СМИ отзыв лицензии, рассказал о конфликтах, которые якобы сотрясали коллектив малой нефтяной компании. Он отмечал, что после смерти руководителя НДГУ «Заинскнефть» Геннадия Зимина в 1999 году ООО «ВУМН» «вело свою политику и проектные решения плохо».

"