Posted 27 мая 2018,, 17:28

Published 27 мая 2018,, 17:28

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Тема недели: правительство ищет управу на топливный рынок

27 мая 2018, 17:28
Снижение акцизов на нефтепродукты – первая часть налогового маневра

Вице-премьер России Антон Силуанов в ходе Петербургского международного экономического форума заявил, что кабинет министров намерен приступить к завершению налогового маневра в нефтянке начиная с 2019 года. По информации СМИ, президент России Владимир Путин в конце апреля одобрил завершение налогового маневра в нефтяной отрасли к 2024 году: ежегодное уменьшение экспортной пошлины на 5 процентных пунктов и при этом соразмерное повышение НДПИ. В то же время Силуанов рассказал, что в качестве первой части этого маневра было принято решение о снижении акцизов на нефтепродукты с 1 июля 2018 года. Это свидетельствует о желании правительства притормозить растущие цены на ГСМ, однако даже среди министров никто не сомневается, что полностью остановить этот рост невозможно.

Бензин равняется на нефть

Необходимость поддержки внутреннего рынка топлива назрела давно. В 2015-2016 годах средняя маржа НПЗ сократилась больше чем в 3 раза. Тем не менее до марта 2018 года цены на горючее росли медленно и в большинстве регионов не превышали 40 руб. за литр. В этих условиях никто в правительстве акцизы снижать не собирался. Однако уже в апреле, в связи с повышением стоимости нефти, картина резко поменялась: средняя цена бензина превысила психологическую отметку в 40 руб., после чего продолжила свой рост. По данным Росстата, только за последнюю неделю средняя розничная цена бензина в России увеличилась на 1,8% и на 21 мая достигла 42,03 руб. за литр. Цены на Аи-92 по сравнению с 14 мая увеличились на 77 коп., составив 42,03 руб. за литр, Аи-95 подорожал на 78 копеек – до 43,27 руб. за литр, марки Аи-98 – на 56 коп., до 48,27 руб. за литр. Стоимость дизтоплива увеличилась на 69 копеек и составила 43,1 руб. за литр.

Эти данные говорят о том, что ситуация на внутреннем рынке топлива в России очень серьезная.

Это не простое сезонное повышение спроса на горючее из-за проснувшихся дачников и посевной, а государственная проблема, которая обязательно разгонит инфляцию и в итоге затронет всю экономику страны.

Правительство и Госдума уже не могли оставаться в стороне и решили все же предпринять какие-то действия.

Цены не раки, назад не ползут

23 мая вице-премьер Дмитрий Козак первым заявил о том, что власти РФ приняли решение снизить акцизы на дизтопливо на 2000 руб. на тонну от действующих, на бензин – на 3000 руб.

«Это должно произойти не позднее 1 июля. У нас планировалось, исходя из предыдущего состояния рынка, повышение акциза еще на 500 руб. Напомню, что с 2010 года акцизы на моторное топливо увеличились в 2,5 раза»,

– заявил Козак в интервью телеканалу «Россия 24». По его мнению, это должно помочь стабилизировать ситуацию на рынке.

Однако ни о каком снижении цен речь не идет. В нефтяных компаниях, да и в самом правительстве подчеркивают, что снижение акцизов лишь на какое-то время стабилизирует рынок, не более того.

«Мы благодарны правительству, что решение принято. Это изменение акцизов позволит на какой-то период стабилизировать цены, но я не думаю, что оно будет работать на понижение этих цен», – сказал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов журналистам в кулуарах ПМЭФ-2018.

В то же время глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин подчеркнул, что текущий рост цен на бензин может разогнать инфляцию в РФ в 2018 году.

«Рост цен на бензин с точки зрения на инфляцию определенный вклад дает. В целом по году, я думаю, можно говорить о дополнительном эффекте в несколько десятых процентных пункта»,

– сказал Орешкин журналистам в кулуарах ПМЭФ.

Отраслевые эксперты напомнили, что отличительная черта российского рынка в том, что цены на бензин увеличиваются при любом удобном случае и когда стоимость нефти падает, и когда она растет. По их мнению, в ближайшее время ситуация не поменяется.

Стоимость топлива всегда растет

Инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский считает, что рост стоимости горючего в России обусловлен неэластичной экономикой, из-за которой оптовые повышения цен моментально транслируются на розничный рынок.

«В Европе и в США, если цена нефти снижается, то и стоимость бензина на АЗС падает. В России же, если стоимость нефти падает, невозможность снижения цен на ГСМ объясняют ослаблением рубля. Повышение стоимости «черного золота» также является хорошим объяснением роста цен на топливо. Кроме того, прогрессивный налог привязан к цене на нефть»,

– заметил аналитик в интервью «НиК».

Он напомнил, что с середины 1990-х цены на бензин постоянно росли.

«Исходя из истории вопроса можно констатировать, что снижение цен на бензин – это сказка. Конечно, шаги по регулированию топливного рынка возможны и желательны. Скорее всего, при ФАС будет учреждена какая-нибудь инспекция, которая будет следить за ценами. Но как только посевная в северных регионах закончится, актуальность сдерживания будет утрачена. У нефтяных компаний будут развязаны руки, а в такой ситуации они, как правило, повышают цены», – заявил Рожанковский.

Он добавил, что роста цен следует ждать еще и потому, что налог на автотранспорт в этом году временно отменен и, скорее всего, он заложен в стоимость бензина.

«Это более весомый фактор, нежели снижение акцизов, поскольку акцизы уменьшаются на среднеоптовом уровне, а влияние налогов происходит на уровне отпускных цен», – указал эксперт.

Экономист Михаил Хазин в интервью «НиК» заметил, что, по крайней мере, правительство начало действовать – и то хорошо. Он также считает, что приостановить рост цен снижением акцизов удастся, а снизить вряд ли. Что же касается влияния налогового маневра на топливный рынок России, Хазин заметил, что снижение экспортных пошлин должно привести к увеличению экспорта.

«Экспорт увеличивается, соответственно, бензина и нефти на внутреннем рынке становится меньше и стоимость топлива растет. Для того чтобы сдержать внутренние цены, пошлины надо повышать», – считает эксперт.

На вопрос, почему цены на бензин в России всегда движутся в одном направлении, эксперт ответил, что всему виной установившаяся на российском рынке олигополия.

«Олигополия исходит из логики, что, пока имеется спрос, понижать стоимость глупо. У нас нет системы, которая бы могла регулировать цены в противоположном направлении. Например, в США такая система есть», – указал экономист.

Правительство хочет «отвязать» бензин от нефти

Вместе с тем в правительстве понимают всю бесперспективность постоянного «ручного» регулирования топливного рынка. Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сообщил, что Минфин РФ в рамках налогового маневра в ТЭК продумывает формулу, которая снизит зависимость внутренних цен на топливо от мировых цен на нефть.

«В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения – это неправильно», – цитирует Сазанова РИА «Новости».

Минэнерго же в свою очередь еще попытается отстоять интересы нефтеперерабатывающей отрасли. Министр энергетики Александр Новак в кулуарах ПМЭФ сообщил журналистам, что его ведомство рассчитывает, что обсуждение налогового маневра будет продолжено.

«Надеюсь, мы еще сможем обсудить [завершение налогового маневра] с коллегами из федеральных органов власти», – заявил министр.

Он считает, что к 2025 году необходимо создать такой механизм снижения экспортной пошлины, который бы позволил закончить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

Екатерина Вадимова

"