Posted 27 февраля 2019,, 14:38

Published 27 февраля 2019,, 14:38

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Акциз против «бодяги»

27 февраля 2019, 14:38
Министерства рассматривают возможность переноса уплаты акциза на нефтепродукты с опта на розницу

Российский топливный рынок вновь ждут перемены. На этот раз власти всерьез задумались о том, чтобы переложить часть фискальной нагрузки, а именно уплату акцизов, с НПЗ на АЗС. По их мнению, данная мера должна очистить рынок от некачественного «бодяжного» бензина. Еще раньше этого добивались крупные нефтяные компании, которым также не нравится платить акцизы за произведенный бензин, который потом активно разбавляется и продается другими участниками рынка.

«Направление, которое мы прорабатываем вместе с Министерством финансов, ФНС, — уплата акцизов. Многие российские компании обратились с предложением рассмотреть возможность переноса уплаты акциза на нефтепродукты не на оптовом звене, а на розничном, с тем чтобы акциз платили автозаправки.

Ведь сегодня автозаправки не уплачивают акциз, и это им позволяет заниматься махинациями, в том числе, как вы говорите, разбодяживать, разводить и продавать некачественный продукт.

Платя акциз, у них просто не будет такой возможности, потому что тогда стоимость топлива будет совершенно другая», — заявил министр энергетики РФ Александр Новак в интервью изданию «Газета.ру».

Министр отметил, что сейчас акциз проще взять с НПЗ, чем с 25 тыс. АЗС по всей стране, а в случае такого налогового нововведения будет важно обеспечить собираемость на сегодняшнем уровне.

Напомним, что данная тема активно обсуждалась правительством и нефтяными компаниями осенью 2018 г. В письме «Роснефти», направленном в кабинет министров, содержались предложения по стабилизации ситуации на топливном рынке, в частности перенос уплаты акциза с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих регионов РФ. В документе говорилось, что эта мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки. Но в октябре 2018 г. вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявлял, что перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС не обсуждается, так как это неоперативная мера, требующая серьезного анализа.

Вместе с тем крупные нефтяные компании предлагали взимать акцизы с топлива, реализуемого на АЗС, еще в 2016 г. Тогда Минфин и ФАС не поддержали данную инициативу, поскольку она позволяет вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки, и дает дополнительную нагрузку на независимую розницу.

Но, возможно, времена изменились и борьба за качество бензина, которая была неоднократно озвучена на самом высоком уровне, позволит ввести данную меру.

Впрочем, тогда, согласно общему экспертному мнению, возникнет проблема сбора этих акцизов.

Отраслевые аналитики считают, что на сегодня госполитика в отношении внутреннего топливного рынка основана на административном регулировании, поэтому как акцизы ни собирай, все равно может произойти кризис.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль указал на то, что пока механизм налогообложения топливного рынка не отработан.

«Говорят, в случае потери рентабельности НПЗ будет вводиться обратный акциз, то есть заводы должны получать компенсацию. Но пока четкого механизма получения компенсации нет.

Я убежден, что все нововведения способны только увеличить цену топлива на АЗС и, собственно, этот процесс идет.

За январь рост цен составил 0,8%. Все эти акцизные дела отрицательно влияют на рынок нефтепродуктов. Это касается и оптовой торговли, и розничной», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что, скорее всего, предложение будет отклонено.

«Контролировать НПЗ гораздо удобнее с точки зрения налоговой дисциплины, чем контролировать АЗС. Фискальные соображения окажутся гораздо выше»,

— предположил эксперт.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев также заметил, что, конечно же, собирать акцизы на НПЗ намного проще.

«Нефтеперерабатывающих заводов всего около 40, а АЗС — более 25 тыс. Но на рынке продается очень много бензина, который не производился на НПЗ. Его получают на нефтебазах смешения. Он не всегда плохой, часто он соответствует ГОСТу. Этот бензин фактически акцизом не облагается.

Тем не менее собирать акцизы с АЗС — большая головная боль, но если учесть, что современная система электронного учета и контроля топлива достаточно развита, то задача выполнима.

Еще 10 лет назад решить ее было невозможно, но на данный момент она решаема. Естественно, что акцизов таким образом собрать можно будет больше», — уточнил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, если нововведение будет утверждено, правительство, с одной стороны, проиграет, поскольку объем работы значительно увеличится, с другой — выиграет, так как соберет больше денег в бюджет.

«Точно можно сказать, что от этого выиграют нефтяные компании. Сейчас НПЗ переплачивают большие деньги, так как часть производимого топлива уходит на государственные нужды. Часть бензина экспортируется, за него акцизы должны вроде бы возвращаться, но по какой-то очень сложной схеме. Что касается позиции нефтяных компаний, то они, безусловно, за эту инициативу. АЗС, напротив, от этого совсем не в восторге», — рассказал Танкаев.

Он считает, что самая главная проблема в том, что система тотального административного контроля продаж и цен на топливо, установленная в РФ, нежизнеспособна и не в состоянии обеспечить потребности в топливе, поэтому большая часть рынка обеспечивается за счет «бодяжного» бензина.

«Проконтролировать качество топлива очень сложно, причем даже на АЗС в больших городах. Это большая беда, и она может быть побеждена только возвратом к рыночной системе.

Сейчас, к сожалению, нет никаких признаков того, что правительство готово вернуться к рыночной системе регулирования российского топливного рынка. Правительство хочет собирать больше денег с бензинового рынка — в частности, с 1 января повышены три налога, напрямую входящие в цену бензина, и тарифы на транспортировку. При этом оно зафиксировало цены, то есть переложило все платежи на плечи компаний. Такое регулирование неоригинально, это четвертая попытка зарегулировать бензиновый рынок, и всегда это приводит к одному и тому же — к дефициту и скачкам цен на местах. Ситуация сглаживается лишь тем, что на рынке выросла доля таких компаний, как «Роснефть» и «Газпром нефть», но и они не смогут все время работать себе в убыток. Это должно как-то разрешиться, но каким образом, я не знаю», — резюмировал эксперт.

Екатерина Вадимова

"