Posted 26 сентября 2019,, 08:48

Published 26 сентября 2019,, 08:48

Modified 15 сентября 2022,, 20:24

Updated 15 сентября 2022,, 20:24

Рынок может дождаться дефицита после атаки дронов

26 сентября 2019, 08:48
Пока импортеров саудовской нефти выручают стратегические запасы сырья, но они конечны

Несмотря на заявления Saudi Aramco о намерении выполнять обязательства по экспортным поставкам нефти после террористических атак на крупнейшие нефтеперерабатывающие мощности страны, японскую нефтяную компанию JXTG Nippon Oil & Energy уже уведомили о готовящихся изменениях в поставках топлива. Речь идет о переходе королевства с экспорта легкой на среднюю или тяжелую нефть. Японский импорт черного золота из Саудовской Аравии составляет порядка 40%, поэтому стране Восходящего солнца будет совсем не просто поменять поставщика или резко перестроить работу своих НПЗ на прием других сортов нефти. Схожие проблемы могут возникнуть и у других клиентов Saudi Aramco.

Пока экспортеров и импортеров выручают стратегические запасы сырья, но они конечны. Тем более что достоверной информации о том, какой объем ущерба нанесен нефтяным объектам Саудовской Аравии, до сих пор нет.

Информация о том, что Саудовская Аравия начала импорт сырой нефти для внутреннего рынка, свидетельствует о достаточно сложной ситуации, которая сложилась в нефтяном секторе королевства.

Кроме того, появились данные и о том, что Эр-Рияд попросил иракскую национальную нефтяную компанию SOMO предоставить 20 млн барр. нефти для поставок на саудовские нефтеперерабатывающие заводы.

Нефтетрейдеры отметили активизацию конкурентов Саудовской Аравии: соседние страны — Объединенные Арабские Эмираты и Катар — уже предлагают свое сырье. Восполнить нехватку легкой нефти могут и США, где недавно заработали два новых трубопровода, соединяющие сланцевые месторождения в Техасе и Нью-Мексико с портами на побережье Мексиканского залива. При этом не стоит забывать, что Соединенные Штаты сами нуждаются в импорте тяжелой и недорогой нефти, которую они ранее активно покупали у Венесуэлы, поэтому сейчас вполне могут договориться с королевством о взаимовыгодных поставках. Стоит также отметить, что в последние годы из-за сланцевой революции США перестали критично зависеть от импорта ближневосточной нефти, но до сих пор импортируют порядка 3% саудовского сырья.

Вместе с тем если клиенты пока не испытывают нехватку легкой нефти, поставляемой Saudi Aramco, то быть уверенными в дальнейшем экспорте этого сырья сложно.

The Wall Street Journal, ссылаясь на должностных лиц Саудовской Аравии и подрядчиков Saudi Aramco, сообщает, что госкомпании королевства потребуются многие месяцы для завершения ремонта мощностей нефтяной промышленности, а не 10 недель, как предполагалось ранее. По данным источников издания, Saudi Aramco требует от подрядчиков не жалеть средств на отправку запчастей, необходимых для ремонта предприятий в Абкайке и Хурайсе, обещая покрыть любые издержки.

Reuters сообщил, что восстановить непосредственно добычу нефти Saudi Aramco сможет уже к началу следующей недели. Косвенную поддержку нефтяному сектору королевства оказал президент Ирана Хасан Роухани, который высказал мнение, что США преувеличивают ущерб, нанесенный нефтяным объектам в Саудовской Аравии в ходе недавней атаки, ради крупных сделок и постоянного присутствия в регионе.

Тем не менее ряд опрошенных «НиК» экспертов считают, что в ближайшее время стоит ожидать изменения структуры экспортных поставок Саудовской Аравии, поскольку королевству может потребоваться много времени для полного восстановления своих нефтеперерабатывающих мощностей и производства Arab Light. Это предоставит новые возможности утвердиться на рынке другим производителям легкой нефти, однако быстро заменить поставки саудовского сырья будет сложно, кроме того, ситуация чревата ростом стоимости черного золота.

Исполнительный директор Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Вячеслав Мищенко напомнил, что Саудовская Аравия является крупнейшим производителем нефти на Ближнем Востоке. Ключевой сорт, который страна производит, — Arab Light.

«СМИ сообщили, что руководство национальной компании королевства Saudi Aramco предупредило своих партнеров, в первую очередь Японию, о том, что теперь они будут поставлять нефть другого качества.

Это говорит о том, что самом деле процесс восстановления завода, подвергшегося атакам дронов, затянется.

Ранее, на следующий день после инцидента, саудовские власти объявили о том, что они восстановят очистку нефти на этом заводе в течение нескольких суток. Однако, судя по характеру разрушений, которые сейчас периодически показывают различные средства массовой информации, заводу нанесен серьезный урон. Поэтому, скорее всего, речь идет о нескольких месяцах», — заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, для покупателей это определенный технический казус, поскольку они должны либо быть переориентированы на другие сорта, которые приходят из других регионов, либо перерабатывать нефть из Саудовской Аравии, но уже другого качества.

«Японские переработчики теперь должны будут принять решение, что им делать — продолжать покупать нефть королевства в том же объеме или каким-то образом подстраиваться под нынешнюю ситуацию, то есть перерабатывать худшую нефть. Я очень сомневаюсь в этом. Каждый регион имеет так называемую корзину продуктов, которую должен производить в зависимости от регулирования внутреннего рынка моторных топлив. В каждой стране и в каждом регионе есть определенный технический регламент, отвечающий экологическим требованиям и потребностям используемого автопарка. Любой НПЗ имеет экономическую и техническую модель, под которую он подгоняет качество нефти, которое ему необходимо использовать, в том числе и для производства необходимой корзины нефтепродуктов.

Изменение качества поступающей нефти — это всегда удорожание самого процесса. Иногда с технической точки зрения просто невозможно перерабатывать нефть другого качества. В том числе, например, в европейских странах. Поэтому, скорее всего, эти террористические атаки приведут к уменьшению закупок и потребления саудовской нефти. Может быть, выпадающими будут не все объемы (5,7 млн б/с), которые были выкинуты с рынка этим ударом, наверняка они восстановят в какой-то мере производство. Ранее речь шла о трети, т. е. порядка 2 млн б/с. Пока нет прозрачных данных, насколько компания смогла восстановить стабилизацию и очистку нефти», — рассказал Мищенко.

Он считает, что данная ситуация приведет к дефициту этой нефти на рынке.

«Переработчики или трейдеры будут пытаться найти альтернативу. Китай также является крупнейшим покупателем саудовской нефти.

Скорее всего, в Азиатском регионе возникнет определенный дефицит сырья такого качества. Можно предположить, что это может вызвать дополнительный спрос на российскую нефть марки ВСТО.

Смогут ли Россия и российские компании удовлетворить этот спрос — пока вопрос; неизвестно, насколько можно нарастить мощности по добыче и транспортировке этого сорта. Хотя система ВСТО все эти 10 лет работала хорошо, недавно была завершена ее модернизация, подразумевающая прокачку общего объема по всем направлениям порядка 80 млн т. Можно предположить, что российские производители смогут частично этот выпавший объем саудовской нефти заменить. Тем не менее, скорее всего, в среднесрочной перспективе нескольких месяцев мы увидим более „бычьи“ настроения на рынке, так как с технической точки зрения остается непонятным, когда Саудовская Аравия сможет полностью восстановить производство выпавшего объема нефти сорта Arab Light», — пояснил эксперт.

Он заметил, что американский легкий сорт WTI тоже готов занять место саудовской нефти.

«Все будет зависеть от физических возможностей инфраструктуры, транспортной составляющей. WTI будет активно пытаться замещать недостающие объемы нефти из Саудовской Аравии», — указал Мищенко.

Он, однако, напомнил, что на данный момент США не смогут нарастить поставки своей нефти в ЕС из-за нехватки транспортных возможностей, но на горизонте двух лет это вполне возможно.

«В течение года взрывного роста мы не увидим, но все к этому идет. В Мексиканском заливе сформирован мощный нефтяной хаб. Когда подтянутся транспортные мощности, в первую очередь танкерные, мы увидим активное присутствие американской нефти на всех наших традиционных рынках, в первую очередь рынках ЕС»,

— рассказал эксперт.

Мищенко отметил, что накопленные запасы сырья будут реализованы примерно в течение трех месяцев.

«Если через 3 месяца подача нефти не восстановится в полном объеме, можно ожидать к концу 2019 г. очередной кризис на нефтяном рынке и, соответственно, рост цен. Повторится ситуация прошлой недели, когда цены взрывным образом выросли практически на 20%», — резюмировал исполнительный директор Центра энергетики московской школы управления «Сколково».

Эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский также указал, что изначально новый министр нефти Саудовской Аравии Абдулазиз бин Салман заявил, что за месяц они восстановят заводы, но исходя из обнародованных видеоданных сомнительно, что они успеют за такой короткий срок все сделать и восстановить производство выпавших объемов нефти.

«Судя по ценам на нефть, мир пока не понял этого. В том виде, в котором они сейчас могут поставлять нефть, она непригодна для большинства НПЗ. Продажа этой нефти упирается в отсутствие мощностей по ее очистке, особенно в этом регионе. В Японии очистные сооружения вроде бы есть, скорее всего, что-то есть в Китае и Индии. Но все эти объемы рассчитаны на определенные емкости, у них может не хватить пропускной способности для переработки неочищенной нефти. Поэтому данная ситуация, скорее всего, чревата дефицитом предложения», — заметил эксперт в интервью «НиК».

Он напомнил, что президент США Дональд Трамп обещал «откупорить» нефтяные резервы, дабы не допустить роста цен на сырье.

«Сложность заключается в том, что WTI и Brent — несообщающиеся сосуды. Дефицит упирается в свободное количество трансатлантических танкеров, их очень мало. В срочном варианте, если в Восточном полушарии образуется дефицит предложения нефти, США вряд ли смогут полностью его компенсировать. Они будут с большим удовольствием направлять танкеры в ЕС, но, во-первых, они идут порядка трех недель. Сколько-то нефти они привезут через 3 недели, но это будет не тот объем, что поставляла Саудовская Аравия», — пояснил Рожанковский.

Он еще раз подчеркнул, что рынок неадекватно оценивает реальную ситуацию с предложением нефти.

«Пока все на слово поверили министру нефти Саудовской Аравии.

Как только станет ясно, что королевство не сможет ввести в строй заводы, очень сильно пострадает предложение. Это подтвердят нефтетрейдеры, и тогда будет очень сильный скачок нефти. Рынок пока недооценивает масштабы произошедшего»,

— заявил эксперт.

Главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович, напротив, высказал мнение, что в перспективе ближайших недель королевству удастся восстановить значительную часть добычи — порядка 60–80% (3–4 млн б/с); на восстановление оставшихся 20–40% (1–2 млн б/с) может потребоваться 1–3 месяца.

«Даже если предположить, что часть добычи саудовцев останется изолированной от рынка, мы ожидаем, что экспортер продолжит удовлетворять спрос основных покупателей своей нефти, используя коммерческие запасы, а также помощь других стран картеля. Наиболее важным в этой связи нам видится не возможный срыв поставок саудовской нефти для ряда поставщиков, а более ускоренное расходование коммерческих запасов сырья, что в перспективе до конца 2019 г. может усилить фундаментальную поддержку ценовой конъюнктуры нефтяного рынка», — пояснил аналитик в своем комментарии.

Тем не менее он отметил, что в настоящий момент не ожидает масштабных срывов поставок легкого сырья из Саудовской Аравии.

«По нашим оценкам, при возникновении каких-либо диспропорций в поставках легкой нефти поставки такого сырья могут в определенной мере поддерживаться ОАЭ и Оманом. В данный момент мы не ожидаем формирования существенной премии в котировках WTI»,

— указал Покатович.

Отвечая на вопрос о том, перейдут ли НПЗ основных импортеров саудовской нефти на более тяжелые сорта, он напомнил, что перевод заводов на другой сорт нефти является весьма сложным и затратным процессом, требующим масштабного технологического переоснащения завода, а также значительных изменений продуктовой линейки.

«Мы не ожидаем, что временные проблемы с добычей нефти в Саудовской Аравии станут реальным драйвером для запуска таких процессов», — резюмировал аналитик.

Екатерина Вадимова

"