Posted 26 июля 2018,, 08:04

Published 26 июля 2018,, 08:04

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Перевес аргументов – в пользу «Северного потока – 2»

26 июля 2018, 08:04
В Конгресс США внесен законопроект, предусматривающий введение санкций против газопровода «Северный поток – 2»

На прошлой неделе в Конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий введение санкций против газопровода «Северный поток – 2». По мнению авторов проекта, санкции против газопровода позволят странам НАТО избежать политических манипуляций и принуждения со стороны России. Особенно актуальным становится этот вопрос на фоне того, что до 40% газа, потребляемого Европой, поставляется из России.

«Коммерческая сторона проекта ни у кого не вызывает вопросов. Российский газ в среднем на 30-40% дешевле сжиженного газа из США. В самом строительстве участвует большое количество европейских компаний – немецкая E.ON, Shell, австрийская OMV, французская Engie и другие, получившие очень хорошую возможность заработать. США остается мотивировать необходимость отказа от «Северного потока – 2» политикой, рассуждая о необходимости защиты союзников по НАТО от России», – говорит Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий.

Но даже на политическом направлении, по его мнению, выгоды для Евросоюза от нового газопровода слишком велики.

Германия, как европейский лидер, получит контроль над энергетическим рынком Европы и упрочит собственные позиции, увеличив возможности для защиты от навязывания невыгодных решений всему блоку.

Эксперт отмечает, что несколько лет назад усилия США могли бы привести к заморозке проекта, но последние изменения в американской торговой политике и политическом ландшафте Европы фактически исключили такую возможность. Торговые войны уже создали самую сильную напряженность в американо-европейских отношениях за последние десятилетия.

Кроме того, продолжает Быков, все больший вес набирают партии, ориентированные на защиту национальных интересов, предпочитающие выстраивать международные отношения с позиции взаимных экономических выгод, а не политических предпочтений.

«Если США примут и применят законопроект, основной урон будет нанесен американо-европейским отношениям. Учитывая все выгоды «Северного потока – 2», европейцы от него вряд ли откажутся. Это значит, что на введенные санкции против реализующих проект компаний будет введен симметричный ответ, а действующий в Евросоюзе с 1996 года закон против американских санкций позволит компенсировать ущерб европейским компаниям. В итоге это лишь усугубит дальнейшие перспективы сотрудничества и, к сожалению, приведет к дополнительному замедлению темпов роста мировой экономики, от которого пострадают все»,

– полагает Быков.

Эксперт считает, что реализация проекта «Северный поток – 2» сблизит Россию и Германию, ослабит влияние США на Европу, ограничив возможности для поставок американского СПГ. Очевидно, что законопроект по санкциям в отношении газопровода – попытка защитить интересы США.

«Усложняет ситуацию проводимый американским президентом новый курс торговой политики, в основе которого лежит односторонний пересмотр всех торговых отношений. В результате получается сложная неоднозначная конструкция динамично меняющихся отношений, в которой постоянно возникают внутриполитические противоречия», – отмечает Быков.

Говоря о том, как может новая инициатива американцев отразиться на реализации проекта в целом, кандидат экономических наук Магомет Яндиев, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, обращает внимание, что все зависит от окончательного содержания законопроекта.

«Если речь пойдет только о препятствовании финансированию проекта, то никак не отразится. Российская сторона имеет достаточно внутренних финансовых ресурсов и даже в самом худшем случае – отказе или блокировании предоставления зарубежного финансирования – может самостоятельно закончить проект. Если в документе будет прямо запрещена передача проекту технологий, это может лишь относительно ненадолго задержать его реализацию. Но если в документе будут упомянуты конкретные компании или физлица, с которыми запрещается иметь дела, проект может столкнуться с серьезными трудностями, поскольку крупные зарубежные компании – участники проекта не захотят, пусть даже из-за такого крупного проекта, как «Северный поток – 2», ставить под угрозу свои бизнес-интересы в Америке», – полагает Яндиев.

По его мнению, Европа ищет в проекте исключительно экономические интересы, игнорируя политические. Понимая это, американский законопроект направлен на повышение значимости политических факторов проекта и увеличение стоимости издержек для его участников.

«Законопроект, безусловно, отражает опасения США относительно этого проекта. А именно то, что техническое оснащение газопровода «Северный поток – 2» позволит России получать разведывательные данные со дна Балтийского моря и что реализация проекта сделает европейских союзников по НАТО политически более зависимыми от России»,

– говорит Яндиев.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт, дополняет, что для стран Европы любая задержка прокладки газопровода «Северный поток – 2» может стать головной болью, поскольку потребности в голубом топливе растут, а заменять его СПГ из США, как предусмотрено законопроектом, – удовольствие не из дешевых.

«Достаточно посмотреть на ситуацию с литовским производителем азотных удобрений Achema, вынужденным покупать у норвежской корпорации Statoil сжиженный природный газ по весьма приличной цене, вследствие чего нынешним летом он оказался на грани полной остановки. И где гарантии, что не возникнут трудности в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве Европы… Их нет и быть не может», – убежден Хазанов.

Владимир Пейсатый, аналитик Аналитического центра «Сэлсбери», отмечает, что проект «Северный поток – 2» находится на финальной стадии согласования в ЕС и желание Вашингтона вмешаться в ситуацию и выторговать хоть что-нибудь вполне понятно.

«Если законопроект будет принят и США снова накажут Европу за несоблюдение законов США, тогда договороспособность Брюсселя окажется на уровне колонии, несмотря на попытки вернуть независимость. Европейцы очень щепетильны в вопросах денег, особенно очень больших денег, поэтому проблемы с поступлением дешевых ресурсов раздражают и разделяют элиту Запада. Внешне единый, а внутренне собранный из противоречий ЕС получит удар по самому дорогому – средствам на поддержание жизнедеятельности и развитие»,

– полагает Пейсатый.

Конечно, продолжает эксперт, отрыв «союзника» Дональду Трампу не нужен. Евросоюз еще не оплатил нужды НАТО, поэтому можно отметить, что противоречия в Конгрессе США, особенно против собственного президента, выглядят очень странно. Политический кризис в течение нескольких лет неизбежно вынуждает терять деньги, которые нужны для реиндустриализации Америки. Поэтому введение законов, которые ограничивают европейские компании и государства в получении экономических выгод, служит больше в пользу России.

Пейсатый также заметил, что недавняя встреча Трампа и Владимира Путина подчеркнула, что демарши с ограничениями России не приводят к ее изоляции, а бьют по ЕС и самим США.

«Потери европейского бизнеса в миллиарды евро и потери США от рвущихся связей с партнерами даже с помощью показательных санкций в сторону России не могут замаскировать размеры бедствия. К сожалению, политики на Западе деградируют все быстрее, а экономика и бизнес оказались у них в заложниках», – убежден эксперт.

По мнению Дениса Владимирова, ведущего аналитика Центра современных инвестиционных технологий, вероятность введения санкций в отношении компаний, которые поставляют трубы или оборудование для российского энергетического сектора, является шагом по привлечению внимания и, возможно, попыткой уже на будущее выторговать выгодные для себя договоренности с Россией в любых аспектах.

«Во-первых, законопроект нацелен на защиту интересов государства и полностью укладывается в идею Трампа о необходимости ограничить влияние России на союзников по НАТО. Факт того, что его автором является один из противников Дональда Трампа, не стоит считать основным. Во-вторых, фразу президента США на встрече с Путиным о том, что он (Трамп) выступает за честную конкуренцию в этой области, принимать за правду также не стоит. Лидер США уже продемонстрировал свою жесткую позицию на посту управленца страной, потому фразы без фактических договоренностей, которые подписаны на бумаге, нельзя назвать аргументом в ожидании честной борьбы», – говорит Владимиров.

В то же время, по мнению эксперта, для Европы тот факт, что газопровод «Северный поток – 2» могут не достроить или будут откладывать его реализацию, сулит более дорогое предложение со стороны США, которое, возможно, будет более актуальным по срокам, а потому приемлемым.

«Законопроект о санкциях против «Северного потока – 2» укладывается в политику Трампа, пытающегося изменить энергетическую политику США. Он намерен использовать экспорт газа как инструмент внешнеторговой политики и наращивать поставки СПГ. Фактически Трамп пытается устранить конкурента с рынка ЕС, заместив его поставками собственного газа, прикрываясь целью защиты членов НАТО»,

– говорит Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum.

По его словам, согласно данным Управления энергетической информации (EIA), США намерены в 2018 году в 1,5 раза увеличить экспорт СПГ– с 53 млн куб. м в сутки в 2017 году до 83 млн куб. м.

В то же время, отмечает Капустянский, Германия борется за «Северный поток – 2», что подтверждает тот факт, что он экономически выгоден, поэтому все заявления о том, что проект политический, можно игнорировать.

«Если санкции будут введены, на реализацию проекта они вряд ли повлияют. Однако, скорее всего, ЕС придется искать компромисс с США. Например, подобным может стать более высокое финансовое участие в формировании бюджета НАТО», – полагает эксперт.

Яндиев также заметил, что новая инициатива США не имеет ничего общего и никак не связана с результатами недавней встречи Путина и Трампа.

«Встреча Путина и Трампа – это встреча двух лиц, замещающих разные по функционалу должности. Президент России имеет институционально больше полномочий, и у него, образно говоря, более развязаны руки по сравнению с президентом США. Поэтому они могут встречаться хоть каждый день, но институты государственной власти США будут делать свою работу вне зависимости от личной дружбы или вражды своего лидера», – заключил эксперт.

Мария Ромашкина

"