Бензин затянувшегося переходного периода

Аналитика
Бензин затянувшегося переходного периода
Бензин затянувшегося переходного периода
26 июня 2018, 12:21Анатолий Радченко
Даже ввод в эксплуатацию Крымского моста не повлиял на стоимость горючего в Крыму

Всем, кто планирует провести летний отпуск в Крыму, отправившись туда на автомобиле по недавно открытому мосту, стоит внимательно изучить ситуацию с ценами на топливо и его качеством на полуострове. Пока ввод в эксплуатацию моста на стоимость горючего в Крыму не повлиял никак: она по-прежнему остается одной из самых высоких в России. Некоторое снижение цен ожидается лишь в конце следующего года, после открытия железнодорожной части моста, после чего в себестоимость топлива на крымских АЗС не будет закладываться паромная надбавка. Но принципиальное изменение ситуации не только с ценами, но и с качеством горючего в Крыму произойдет только в тот момент, когда на топливном рынке полуострова появятся новые крупные игроки с «большой земли», а местные топливные операторы будут более адекватно воспринимать предписания антимонопольных органов.

Неуправляемые цены

Как сообщил недавно глава Республики Крым Сергей Аксенов, цены на горючее на полуострове остаются «все еще в среднем на 3–4 руб. хуже, чем в других регионах Российской Федерации». На 13 июня, привел данные Аксенов, средняя цена на 92-й бензин составляла 46,78 руб., на 95-й – 48,63 руб., на дизельное топливо – 47,9 руб. Между тем стоимость 98-го бензина в Крыму, если судить по местным АЗС, уже перевалила за 55 руб. за литр. С 1 марта по 8 июня розничные цены на АЗС выросли на 5,5 руб. за литр бензина АИ-92, на 5,17 руб. за литр АИ-95 и на 5,08 руб. за литр дизельного топлива.

Комментируя уровень цен на нефтепродукты, Аксенов назвал две основные причины высоких цен в дополнение к тем, которые актуальны для всей страны. Одна из них – сохранение схемы поставки горючего с использованием Керченской паромной переправы, что автоматически закладывает в цену литра топлива 2,1 руб. Крымский мост пока не принимает грузовой транспорт, а открытие по нему железнодорожного движения ожидается только в конце 2019 года. Поскольку основная часть горючего доставляется в Крым по железной дороге, только полный ввод в строй моста позволит отказаться от парома.

Другой фактор влияния, по мнению Аксенова, заключается в отсутствии вертикально интегрированной компании, которая могла бы напрямую работать с крымскими трейдерами, минуя биржу.

Глава Крыма недавно обратился к курирующему ТЭК вице-премьеру российского правительства Дмитрию Козаку с просьбой закрепить за регионом отдельную топливную компанию. Однако Козак дал понять, что административным решением сделать это невозможно: подобный шаг надо сначала обсудить с нефтяниками. Тем не менее Козак поручил Минтрансу, РЖД и ФАС рассмотреть вопрос тарифного регулирования на грузовые перевозки в Крым. В конце мая правительство республики направило в адрес президента РЖД Олега Белозерова письмо с предложением ввести понижающий коэффициент на железнодорожные тарифы до Крыма, учитывая возможность РЖД самостоятельно делать скидки в рамках тарифного коридора в размере до 50%.

Высокие цены – это далеко не единственная головная боль крымских властей в топливной сфере. Не меньше проблем доставляет качество горючего – в этом принципиальное отличие Крыма от соседнего Краснодарского края, где топливо тоже стоит дорого, но при этом в избытке представлены все ключевые сети российских АЗС, на которых можно заправляться, не думая о плачевных последствиях.

«Зачастую продают суррогат, – констатировал Аксенов в сентябре 2017 года, заодно обвинив заправщиков и в других нарушениях. – Во время рабочих поездок в районы республики часто заправлялся на автозаправочных комплексах, чек мне не дали ни на одном. Мало того что часть доходов мы не видим, так как они не просматриваются налоговой, – нефтетрейдеры решили поспекулировать, особенно те, кто занимает монопольную позицию».

После этого крымские власти инициировали серию проверок, давших неутешительные результаты. В середине мая глава крымского Министерства топлива и энергетики Вадим Белик сообщил, что несоответствия стандартам выявлены на 15 из 26 АЗС, на которых проводились отборы проб топлива при очередной инспекции.

«Есть информация из соседних регионов о том, что увеличение стоимости топлива привело к увеличению контрафакта. Существуют риски прежде всего по дизтопливу, когда печное судовое маловязкое топливо продают как дизельное топливо»,

– добавил Белик, уточнив, впрочем, что в Крыму пока таких случаев не выявлено. Ранее из уст Аксенова звучали данные, что более чем в 40% случаев качество бензина на крымских АЗС не соответствует ГОСТам и другим стандартам.

Информация о проблемах с топливом в Крыму не является секретом для тех, кто направляется отдыхать на полуостров на машине. На АЗС крупнейших российских сетей, расположенных на Таманском полуострове, можно регулярно наблюдать длинные «хвосты»: многие водители перед поездкой в Крым заливают полный бак и затем пытаются так рассчитать свои перемещения, чтобы «российского» горючего хватило и на обратный путь. Хотя это довольно рискованно, поскольку в восточной части Крыма, на участке трассы Керчь – Феодосия, местных АЗС очень мало и, если заблаговременно не заправить машину при возвращении, бензин может кончиться прямо посреди моста.

Знакомые все лица

За 4 года с момента присоединения Крыма к России розничная топливная сеть на полуострове заметно выросла, нехватки предложения, как в первые месяцы в российской юрисдикции, нет. Если на 2014 год в Крыму было порядка 350 АЗС, то в настоящее время, согласно последним данным местного Минтопэнерго, работает 479 заправок, из которых две сотни принадлежат крупным крымским нефтетрейдерам, а остальные – небольшим компаниям, имеющим от одной до десяти точек.

Две ведущих сети крымских АЗС – ATAN и TES (по собственным данным, им принадлежат 80 и 62 заправки соответственно) – работали на полуострове задолго до присоединения к России.

Первая контролируется местным ООО «Кедр», основным бенефициаром которого является Иванна Тихомирова, супруга Алексея Тихомирова, бывшего депутата Верховного совета Крыма от компартии Украины, ныне – заместителя председателя Счетной палаты Республики Крым.

TES принадлежит структурам семьи Беймов, чьи активы на начало 2012 года украинское издание «Республика» оценивало в $200 млн. В последние украинские годы Беймы развивали еще одно направление топливного бизнеса – перевалку сжиженного газа и жидких нефтепродуктов в Керчи, а розничный бизнес планировали продавать. Но с переходом Крыма под российский флаг ситуация резко изменилась.

В сентябре 2014 года Сергей Бейм, сын основателя группы ТЭС Геннадия Бейма, бывший депутат Верховной рады от партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко и Партии регионов, был назначен генеральным директором республиканского предприятия «Черноморнефтегаз», ранее входившего в структуру «Нафтогаза Украины». Именно «Черноморнефтегаз» в рамках национализации получил часть крымских активов одиозного днепропетровского олигарха Игоря Коломойского – 36 автозаправок и крупнейшую в Крыму нефтебазу в Феодосии. Передача имущества Коломойского «Черноморнефтегазу» производилась правительством Крыма в целях «создания единой компании, осуществляющей добычу, переработку, хранение и реализацию топливных ресурсов».

В результате сегмент рынка под фактическим контролем Беймов резко вырос (в украинский период доля TES в Крыму оценивалась в 17%).

«На сегодняшний момент я занимаю 30% рынка Крыма по нефтепродуктам», – заявил Сергей Бейм в интервью РБК в конце 2014 года. В его планах на пять лет, помимо наращивания добычи углеводородов в Крыму, было также строительство мини-НПЗ мощностью 600–720 тыс. тонн нефтепродуктов в год.

В августе 2015 года Бейм был временно отстранен от руководства «Черноморнефтегазом» из-за выявленных нарушений, среди которых назывались хищения добытого конденсата. Аксенов прямо связал это с проблемами качества топлива:

«Ни для кого не секрет, что газовым конденсатом разбавляют бензин. А конденсат у нас добывает одно предприятие в Крыму – «Черноморнефтегаз». Имею основания говорить о том, что ОПГ там существует, а в каком составе – это уже вопрос следствия».

С тех пор во главе «Черноморнефтегаза» по-прежнему врио гендиректора.

С семьей Беймов связан и еще один крупный крымский нефтетрейдер – зарегистрированное в Севастополе ООО «Торговый дом «Крым-ойл». До октября 2014 года его собственниками на паритетных началах выступали Сергей и Любовь Беймы. В настоящее время Любови Бейм принадлежит 25% компании, а владельцами еще 50% компании выступает московское АО «Моринвест». Основной собственник последней организации (более 53%) – столичное ООО «Нью Бренд Капитал» (принадлежит Люции Пурим, соучредительнице ряда компаний группы ТЭС).

Как следует из данных системы «СПАРК-Интерфакс», в первые 3 года под российским флагом (сведения за 2017 год пока не опубликованы) доходы большинства крупных топливных операторов Крыма росли как на дрожжах.

Основные финансовые показатели ведущих топливных операторов Крыма, млн руб.

2014

2015

2016

Выручка

Чистая прибыль

Выручка

Чистая прибыль

Выручка

Чистая прибыль

ООО «Кедр»

480,6

25,5

10 890,7

1 357,0

15 570,9

1 577,8

ООО «Торговый дом ТЭС»

90,8

–5,6

4 315,6

15,4

5 108,2

44,9

ООО «ТД Крым-ойл»

н/д

н/д

1 305,2

82,5

1 589,0

88,5

ООО «Крым Ойл»

30,1

2,0

1 226,7

113,3

1 510,1

92,9

ООО «Компания Развитие Сервис»

н/д

н/д

19,1

0,0

1 256,9

6,6

ООО «Таврида Петролиум»

15,3

0,6

842,0

–26,7

968,3

–7,8

ООО «Ритэйл Юг»

647,9

2,5

1 507,5

28,2

848,1

4,1

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

Особенно впечатляют финансовые показатели ООО «Кедр», которое на протяжении последних лет регулярно выигрывало конкурсы на поставку горючего госструктурам и бюджетным организациям. Чрезвычайно удачным оказался 2016 год, когда «Кедр» заключил 567 контрактов на сумму 1,359 млрд руб.; в 2017 году за компанией числились уже 157 контрактов на 409 млн руб.

Помимо ООО «Кедр» и ООО «Торговый дом ТЭС», по объему годовой выручки относящихся к крупному бизнесу, в Крыму действуют несколько средних топливных операторов, также упомянутых в таблице. ООО «Крым Ойл» из города Джанкоя развивает одноименную сеть АЗС еще с украинских времен. ООО «Компания Развитие Сервис» в 2016 году запустило новую сеть CRS, однако ряд источников связывает ее с ныне живущим в Москве украинским миллиардером Сергеем Курченко, близким к экс-президенту Украины Виктору Януковичу. На момент присоединения Крыма принадлежащая холдингу Курченко ВЕТЭК сеть АЗС «Современник» насчитывала в Крыму 35 точек и считалась третьей по размеру на полуострове. Затем заправки «Современника» в Крыму закрылись, но в дальнейшем на них просто появилась новая вывеска CRS – на данный момент эта сеть насчитывает около 40 АЗС. Имя официального бенефициара ООО «Компания Развитие Сервис» Татьяны Аршенюк раньше в крымском бизнесе известно не было.

Похожие метаморфозы, вероятно, произошли и с некоторыми другими украинскими сетями АЗС. Например, у компании «Таврида Петролиум», принадлежащей зарегистрированной на Сейшельских островах структуре, прослеживается определенная связь с львовским концерном «Галнафтогаз», которому принадлежит крупнейшая на Украине сеть заправок ОККО. В Крыму у нее был самый большой по площади на Украине (3,3 га) заправочный комплекс в Инкермане. В 2015 году «Галнафтогаз» сообщил в официальном отчете, что 11 крымских АЗС переданы в аренду «сторонней компании».

Из российских топливных сетей в Крыму до присоединения к России работал ЛУКОЙЛ. В июне 2014 года президент компании Вагит Алекперов сообщил, что заправки были проданы (аналогичным образом ЛУКОЙЛ поступил и со своими АЗС на Украине). Вскоре стало известно, что новым собственником стало зарегистрированное в Симферополе ЗАО «Компания нефтетрейдинг», которое в ряде публикаций также связывали с Сергеем Курченко. Его выручка за 2015 год составила 2,257 млрд руб., чистая прибыль – 12,1 млн руб., последующие финансовые показатели не раскрываются. Основным собственником «Компании нефтетрейдинг» выступает ООО «Альянс трейд», в свою очередь на 99% принадлежащее гонконгской структуре «Ялимо Лимитед». Некоторые бывшие заправки ЛУКОЙЛа в Крыму легко узнать по заклеенному «ЛУК».

Люди опасной профессии

Деятельность крымских топливных операторов давно вызывает серьезные вопросы антимонопольных органов. В июне 2017 года начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин заявил, что из-за нежелания владельцев крымских АЗС закупать топливо напрямую на российских биржах маржа на горючее в Крыму на 5–7% выше, чем в соседних регионах России – Краснодарском крае и Ростовской области. Вскоре после этого глава крымского УФАС Тимофей Кураев предложил два механизма снижения цен на горючее на полуострове – развитие альтернативного канала поставок танкерами через хронически недозагруженные порты Крыма (прежде всего Феодосию) и ликвидацию цепочки посредников при закупках топлива.

Тимофей Кураев обещал сделать процесс доставки горючего в Крым более прозрачным до конца года, но не успел: 8 ноября он был найден мертвым в собственном доме, по официальной версии, совершив самоубийство. Однако в эту версию в Крыму мало кто верит: слишком многим главный антимонопольщик Крыма открыто переходил дорогу.

Под руководством Кураева еще в июне 2016 года УФАС по Крыму и Севастополю выявило в действиях ООО «Крым Ойл», ООО «Ритэйл Юг», ООО «Кедр», ООО «Торговый дом «ТЭС» и АО «Компания нефтетрейдинг» признаки картельного сговора, что было чревато штрафами на общую сумму 129 млн руб. Поводом стали регулярные повышения цен на крымских АЗС – например, в период объявленной властями чрезвычайной ситуации из-за подрыва линии электропередач, идущей в Крым из Украины. Аксенов тогда заявил, что действия топливной розницы безосновательны, потребовав провести проверку. Как установила ФАС, цены на заправках упомянутых операторов были увеличены на одинаковую величину, вне зависимости от поставщика, у которого закупались нефтепродукты, его отпускной цены и величины собственных издержек предприятий.

Топливные компании попытались оспорить предписания антимонопольщиков в судах, но безуспешно. В сентябре 2017 года предписание крымского УФАС признал законным и обоснованным Арбитражный суд Республики Крым. В январе, уже после смерти Кураева, с решением согласился 21-й Апелляционный арбитражный суд Республики Крым, а в конце марта этого года его оставила в силе и кассационная инстанция.

Позиция руководителя ФАС Игоря Артемьева хорошо известна. Он не раз и в резкой форме говорил, что оптимальный ориентир для цен на горючее в Крыму – это рынок российской столицы.

«Пока они не доведут цену до экономически обоснованной, мы будем их долбать, причем безумными штрафами,

– заявил глава ФАС год назад. – Если нужно, будем разорять собственников, которые ведут себя неприлично, чтобы другие собственники приходили, покупая этот бизнес, вели свою приличную политику, чтобы люди были довольны и бизнес крымский не страдал от высоких цен на нефтепродукты». Цены на горючее в Крыму, особенно после того, как откроется мост, должны выровняться фактически с московскими, вновь заявил Артемьев во время апрельского визита в Ялту, пообещав нарушителям увеличение размера штрафов, «пока не придут люди, которые будут относиться с уважением и к населению, и к законодательству о конкуренции».

Но этот процесс будет очень непростым. Основные российские сети АЗС, аффилированные с ВИНК, в Крым не торопятся из-за санкционных рисков, а независимые инвесторы с материка, похоже, не слишком высоко оценивают качество местного делового климата.

Примером тому служит не состоявшийся в конце 2017 года аукцион по продаже 24 АЗС, принадлежавших группе «Приват» Коломойского. Правительство Крыма хотело выручить 600 млн руб., уверяя, что заправки находятся в отличном состоянии, но желающих поучаствовать в конкурсе не нашлось. Не проявляют особой инициативы по наращиванию поставок нефтепродуктов и портовики, в результате чего, по оценке ФАС годичной давности, потенциал феодосийской нефтебазы использовался менее чем на 10%. Жителям и гостям Крыма остается ждать конца 2019 года, надеясь, что после ввода железнодорожной части моста из цены горючего исчезнет хотя бы паромная надбавка.

Анатолий Радченко

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter