МНПЗ и москвичи

МНПЗ и москвичи
Аналитика

26 мая 2017, 16:00
13-14 мая 2017 года Мосэкомониторинг зафиксировал превышение нормы концентрации сероводорода на юге Москвы в 17 раз

Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) находится под пристальным общественным контролем: предприятие расположено в черте города, его продукция составляет значительную часть столичного рынка топлива. Проблемы завода в прямом смысле слова «ощущаются» москвичами, которым «посчастливилось» жить рядом.

НПЗ – режимное предприятие, и о деталях его работы никто распространяться не любит. Однако информационный вакуум, а также социальные сети вместе с удушливым запахом тухлых яиц являются благодатной почвой для развития городского кликушества и слухов. Впрочем, последний инцидент, связанный с работой МНПЗ, свидетельствует о том, что не только сероводород способен взбудоражить городскую общественность.

История «нештатной ситуации»

«Начальником землетрясения» выступила «Транснефть». 15 мая советник президента компании Игорь Демин рассказал, что МНПЗ с 14 мая остановил прием и сдачу готовой продукции в систему из-за «нештатной ситуации». После этого все сразу же вспомнили о жалобах на неприятный запах в Люблино и Капотне накануне сообщения. Пошли слухи об облаке вредных веществ, движущемся в центр Москвы.

Заявление «Транснефти» прибавило работы всем профильным ведомствам.

Минэнерго РФ поспешило заверить москвичей в том, что топливного дефицита в столице не случится и бежать к бензоколонкам с канистрами не стоит.

«Запасы топлива Московского региона превышают нормативный показатель в 10 суток», – указали в ведомстве.

Пресс-службе московского управления МЧС пришлось разруливать очередную истерику о неких ядовитых облаках и превышении уровня предельно допустимой концентрации вредных веществ. Однако в ведомстве подтвердили, что 14 мая в Капотне действительно фиксировалось разовое превышение ПДК по сероводороду в 1,04 раза.

Пресс-служба самого МНПЗ наличие нештатной ситуации на заводе опровергла.

«На Московском НПЗ продолжаются пусконаладочные работы после завершения плановых мероприятий по модернизации установок каталитического крекинга и первичной переработки нефти, а также стандартному ремонту установок «большого технологического кольца». 14 мая установка получения серы Московского НПЗ была остановлена в ходе тестирования автоматической системы безопасности. Нештатных ситуаций не было», – сообщили представители МНПЗ. На НПЗ отметили, что модернизация в конечном итоге должна сократить вредное воздействие на окружающую среду. А через два дня, 17 мая, завод сообщил, что начал принимать нефть из системы «Транснефти», при этом с 14 по 16 мая выпуск продукции продолжался по графику.

Стоит напомнить, что МНПЗ первую тонну нефтепродуктов произвел 1 апреля 1938 года. Нынешняя модернизация началась в 2011 году, а полное обновление предприятия должно завершиться в 2020 году.

Волнуйтесь, подробности после проверки!

13-14 мая 2017 года Мосэкомониторинг зафиксировал превышение нормы концентрации сероводорода на юге Москвы в 17 раз, передавало агентство «Интерфакс». В ночь с 16 на 17 мая автоматика показала превышение нормы сероводорода уже в 51 раз на юго-востоке столицы. В МЧС это объяснили «неисправностью датчика». Но через сутки, 18 мая, уровень сероводорода в Капотне, по данным Мосэкомониторинга, был превышен в 15 раз.

Управление Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 16 марта сообщило о проведении внеплановой проверки Московского НПЗ. Такие проверки на заводе проводились и ранее. Однако после данных Мосэкомониторинга не выдержала и природоохранная прокуратура, решив присоединиться к коллегам из Росприроднадзора.

НПЗ в городе

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что любой нефтеперерабатывающий завод «пахнет не фиалками».

«Все НПЗ – вредные производства. Они оснащены очистными сооружениями, и ведется очень строгий контроль, но нештатные ситуации бывают достаточно часто. На этих предприятиях сотни километров труб, десятки тысяч уплотнений. Причин для сбоев множество, а микровыбросы бывают постоянно», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Считается, что НПЗ нельзя ставить в черте города, но большинство российских заводов старше 50 лет, а есть и те, которым более 100 лет.

«Они обросли жилыми кварталами, и вывести эти предприятия за городскую черту очень сложно», – указал Рустам Танкаев.

По его словам, Московский НПЗ обеспечивает Москву бензином и дизельным топливом на 60%, поэтому закрыть его нельзя, а если рассматривать такой вариант, в регионе случится сильнейший топливный кризис: «Подвезти столько бензина с других НПЗ теоретически можно, но практически нереально», – уверяет Танкаев.

Эксперт также указал, что рынок топлива в России находится в очень напряженном состоянии: за счет административного регулирования цены на топливо в стране держатся на низком уровне – €0,58 за литр.

«Это самая низкая стоимость в Европе. В Киеве бензин стоит €0,9 за литр, в Латвии – €2, в нефтедобывающей Норвегии – €3,5 за литр, поэтому экспортировать бензин в Россию никто не хочет. Раньше ввозили импортное топливо, что позволяло сглаживать колебания производства, но сейчас его нет. Российские НПЗ производят около 40 млн тонн бензина в год, а нужно 47 млн. 7 млн тонн компенсируются за счет поставок из Белоруссии и производства «бодяжного» бензина.

Ситуация меняется в лучшую сторону. Производство бензина растет, но одновременно с этим доля нефти, которая идет на производство топлива, падает, так как для нефтяных компаний прибыльность производства бензина равна нулю. Если 10 лет назад перерабатывались в бензин 95% российской нефти, то сейчас – только 80%. Это печальная ситуация для рынка», – заявил Рустам Танкаев.

Что же касается заявления Игоря Демина, то «Транснефть» сейчас находится в очень сложном положении. «Она воюет с нефтяными компаниями за незаконные доходы от продажи так называемых остатков нефти, в этой ситуации делается много странных заявлений», – считает Рустам Танкаев.

«Транснефть» хотела себя защитить

Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева, напротив, заметила, что «Транснефть», сделав заявление о приостановке отгрузки топлива на Московский НПЗ, защитилась от репутационных рисков, поскольку об этом все равно стало бы известно.

«Это правильное поведение компании с клиентом, общественностью и СМИ: чтобы не занимались различными домыслами из-за прекращения поставок», – заявила аналитик в интервью «НиК».

Она отметила, что химическое производство в любом случае остается вредным для окружающей среды.

«Рядом с НПЗ хорошего запаха ждать не стоит. Кроме того, на предприятии идет модернизация: установка нового оборудования и отработка новых технологий. Чтобы техника идеально работала, нужно время», – заметила Анна Кокорева.

Дефицита не будет

Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский считает, что технические работы на МНПЗ, сопровождающиеся остановкой производства, некритичны.

«Завод – главный поставщик топлива в регионе. Большинство брендированных АЗС пользуются его продукцией. Только если технологические работы на Московском НПЗ продлились бы дольше недели, столичные владельцы автотранспорта почувствовали бы это», – заявил эксперт в интервью «НиК». При этом Владимир Рожанковский отметил, что даже в случае длительного «простоя» московского завода дефицита бензина в столичном регионе не будет.

Отвечая на вопрос о том, почему работа МНПЗ часто становится причиной недовольства горожан, он заметил, что предприятие работает почти на пределе своих возможностей.

Кто так пахнет?

19 мая с неординарным заявлением выступил депутат Госдумы, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, сообщивший, что возможными виновниками недавнего сильного загрязнения воздуха сероводородом в столичном районе Капотня могли стать предприятия из Московской области.

«Не завод выбросил (загрязняющие вещества в воздух – прим. «НиК»). Он (был – прим. «НиК») неработающий, его действительно проверили и нашли, что он стоял в это время… Сейчас идет расследование других возможных источников, которые находятся уже на территории Московской области. Там тоже есть такого рода предприятия, которые могли бы теоретически сделать выбросы», – передают слова депутата информационные агентства.

В принципе, доля истины в заявлении Онищенко есть, поскольку вредные производства, правда не столь крупные, присутствуют и в подмосковных Люберцах.

Поэтому, скорее всего, виновников недавних выбросов так и не найдут. А возобновятся поиски только после следующих удушливых запахов в ночное время или заявлений «Транснефти». Ведь кардинально решать эту проблему путем вывода НПЗ из города или уменьшения его мощности пока никто не решается.

Чувствуете ли Вы выбросы Московского НПЗ?
Survey
Да, особенно в непосредственной близости от МНПЗ
Иногда бывает
Нет, не припомню такого
Нет, я не живу (не работаю) в Москве
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter